Собачий вопрос

Домашних животных мы наделяем в своих представлениях добротой. Почему же они нередко становятся поводом для жестоких конфликтов?
Домашних животных мы наделяем в своих представлениях добротой. Почему же они нередко становятся поводом для жестоких конфликтов?

Моя дочь–подросток уже два года просто без ума от обычной морской свинки, подаренной на день рождения. Ради нее заброшены куклы и прочие «мертвые» игрушки. Все–таки что ни говорите, а животные имеют магическую силу. И друзья они наши меньшие, и даже члены семьи. Своей. Соседи и просто случайные люди могут смотреть на вашу привязанность совсем не так восторженно. Им вид чьей–то, извините, псины порой серьезно портит настроение. И тут уж ничего не попишешь: у каждого свои вкусы.

Впрочем, почему же не попишешь? Редакционная почта нередко приносит повествования о жесточайших конфликтах из–за домашних животных. Не хотелось бы занимать тут чью–то сторону. Не стану, чтобы избежать обвинения в субъективизме, и упоминать чьи–либо фамилии. Но сама фабула событий заслуживает, мне кажется, общественного внимания.

Приглашение на очную ставку

Однажды — дело было в Могилеве — местный житель вошел в обычный рейсовый автобус вместе с собакой. Что было дальше, узнаем с его слов: «Кондуктор, увидев собаку, подняла скандал. Я ехал 55 минут, и все это время она кричала на меня, настраивала против меня пассажиров. И случай этот не первый. 9 лет моей собаке, и ровно столько кондукторы и водители пытаются отучить пассажиров возить с собой собак. Отучили в том числе и меня, но только на пригородных маршрутах. Там требовали платить за собаку в 5 раз больше положенного. Когда отказывался, то автобус не трогался с места, натравливали пассажиров на меня так, что чуть до драки не доходило, милицию вызывали».

Впрочем, не все в Могилеве такие собаконенавистники. На некоторых маршрутах, оказывается, кондуктор всегда подойдет, чтобы погладить четвероногого друга, «да еще и конфету попытается сквозь отверстие в наморднике засунуть в пасть», читаю в письме из Могилева. Только из этой маленькой ремарки и догадываешься, что собачка–то — вовсе не какой–то малорослый Тузик, а очень даже зубастое создание. Тем не менее на некоторых видах транспорта справедливость, как ее понимает наш автор, восторжествовала. В троллейбусе, например. «Мне удалось добиться, что там уже лет 5 меня никто не трогает, — продолжаем цитировать нашего могилевского корреспондента. — Я также имею полное право и в автобусе ездить спокойно».

Очевидно, имеется в виду — вместе с собакой. И чтобы добиться этого, обиженный любитель животных написал жалобу в местный автопарк. Там подошли к делу серьезно, решили разобраться в конфликте кондуктора с собаководом, так сказать, с первого слова, то есть крика. «В такой ситуации целесообразно провести очную ставку для выяснения истинного положения дел», — цитирую ответ руководителя предприятия нашему могилевчанину по любезно приложенной к письму в редакцию ксерокопии. Прокуратура, как говорится, отдыхает...

Лично меня в этой истории больше всего волнует вопрос: брать ли на сие мероприятие собаку? Ведь она, по логике изложенных событий, тоже имеет право голоса...

Пять собак в одной квартире

Любовь к братьям нашим меньшим у некоторых особ настолько всеобъемлюща, что одного четвероногого субъекта для ее удовлетворения мало. В Минске по проспекту Рокоссовского тамошний обитатель — по понятным причинам опустим его фамилию — завел 5 (пять!) собак. Помните по предыдущей главке, какие нешуточные эмоции разыгрались из–за одного зубастого существа? Сделайте соответствующую корректировку, и вы поймете настроение соседей нашего очередного любителя животных. Не буду вслед за ними пересказывать все прелести проживания в одном подъезде со скулящим, лающим, воющим, гавкающим семейством. Скажу лишь, что это бытописание произвело впечатление на районные власти. На нарушителя спокойствия был составлен административный протокол, милиция провела с ним профилактическую беседу. И сейчас он содержит всего двух животных, что разрешено правилами. Досталось и работникам местного ЖЭСа — за отсутствие контроля, а руководству ЖРЭО и районного управления внутренних дел указано на необходимость его усилить. Так–то! Собачий лай — не брань, которая, как известно, на вороту не виснет. Виснет, да еще как!

Только вот соседей незадачливого собаковода и это, похоже, не устраивает. И они теперь уже от редакции требуют «навести порядок». О наших возможностях — чуть позже. Пока же сообщим авторам письма в газету, что их случай — не самый безнадежный. Все–таки собака — существо почти разумное, с ней, я считаю, еще можно договориться. А вот как найти общий язык с насекомыми?!

Не лают, но кусают больно

Наша корреспондентка из Солигорска, пенсионерка Н–ва, так и озаглавила свое вторичное обращение: «Крик о помощи!» Еще бы, ведь пчелы заедают! Причем не дикие или там свои — соседские. Некий предприимчивый дачник поставил аж 7 ульев, а об ограде не подумал. «Пчелы злые разлетаются по нашим участкам и кусаются. Ради чего я и другие соседи должны быть покусанными, ходить с опухшим лицом и температурить?»

Как видим, пчелиный яд хоть и признан медиками лекарственным, но полезен не всем. Поняли ли это в Солигорском райисполкоме, куда редакция направила первое письмо Н–вой? Судя по ответу, подписанному руководителем уважаемой инстанции, факты были проверены с выездом на место специалистами зооветсанслужб и подтвердились. Однако дальше этой констатации дело не пошло, поскольку — цитирую — «запрета на расположение пасеки на приусадебном участке в дачном кооперативе нет. Также нет нормативных документов, регламентирующих содержание пчел». Для решения проблемы следует обратиться в правление садоводческого товарищества. Оно должно рассмотреть спор, советуют из районной администрации. Только пострадавшая от пчел дачница туда уже писала. Ответа якобы не получила.

Выходит, как и в предыдущих случаях, последняя надежда — на редакцию? Но что может сделать газета? Привлечь внимание общественности к проблеме? Надеюсь, эта публикация хотя бы отчасти решит такую задачу. Как–то наказать «виновных»? Но редакция — не суд, это не в ее компетенции. Остается последнее, что предписано нам законом, — отослать критические письма для принятия мер в местные органы власти. Что уже, по сути, было, и при повторении удовлетворения ни одной из сторон, боюсь, не принесет.

Однако не уверен, что именно в этом корень проблемы. Все–таки, как видно из официальных ответов, предписанное законом местные власти сделали. Но как быть, если одни так любят своих четвероногих друзей, что не замечают никого вокруг, а другие не хотят или не могут найти компромисс с первыми?


Из Правил автомобильных перевозок пассажиров в Беларуси:

Инвалид по зрению может провозить бесплатно во внутриреспубликанском сообщении специально обученную собаку–поводыря. При этом надо иметь с собой билет общества слепых с соответствующей отметкой, а собака должна быть в наморднике.

Можно провозить с собой под личную ответственность в счет разрешенных к перевозке мест багажа или ручной клади мелких домашних животных и птиц в клетках, ящиках, мешках или сумках с водонепроницаемым адсорбирующим дном — при условии, что пассажир соблюдает меры безопасности и санитарные нормы.

Провозить собаку высотой в холке более 50 сантиметров за плату могут пассажиры не моложе 16 лет. А если животное потенциально опасной породы — только совершеннолетние, обеспечив безопасность других пассажиров и экипажа. Из этого правила исключаются международные автомобильные рейсы, если нет на то согласия перевозчика, городские перевозки автобусами в регулярном сообщении и в экспрессном — легковыми автомобилями и автобусами массой до 5 тонн.


В Министерстве жилищно–коммунального хозяйства мне сообщили, что правила содержания домашних животных утверждены постановлением Совета Министров. Ими предусматривается, что в городской квартире может содержаться не более двух животных. Каких? Не уточняется. Это могут быть две собаки, две кошки, кошка с собакой. Почему именно две? Ну исходили из того, что в типичной семье двое детей. Именно ради них в первую очередь заводят взрослые четвероногих питомцев. Вот каждому ребенку и будет по другу. Однако если в квартире проживают несколько нанимателей, то каждый из них может иметь лишь одно животное и то с согласия остальных жильцов. Четвероногого друга обязательно надо зарегистрировать в местном ЖЭСе, при этом за собаку придется еще и платить ежемесячный сбор — в зависимости от ее роста и потенциальной опасности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter