Со всем почтением

Об американо–китайских отношениях

В 1972 году убежденный антикоммунист Ричард Никсон полетел в Китай, чтобы лично засвидетельствовать свое почтение «великому кормчему» Мао. Просто Америке, растерявшей свой боевой пыл во Вьетнаме, срочно требовался новый союзник в «холодной войне». Времена, конечно, изменились, но нравы остались прежними. Экономическая целесообразность заставила демократа Барака Обаму расстелить свой самый пушистый ковер перед Председателем КНР Ху Цзиньтао — выход из кризиса Вашингтон надеется найти в Пекине.


Последний раз глава китайского государства переплывал через Тихий океан в 2006 году, то есть еще до того, как лопнул Lehman Brothers. И тогда из орудий в честь гостя не палили. С тех пор экономика Поднебесной стала второй по величине в мире. Рост ВВП в 2010 году, по уточненным данным, составил не 8, а 10 процентов. Китай в ушедшем году экспортировал в США на 250 миллиардов долларов товаров больше, чем ввез из этой страны. На этом фоне меркнут контракты на 45 миллиардов, благословленные Бараком Обамой и Ху Цзиньтао в Вашингтоне.


Телеканал «Евроньюс» вел прямую трансляцию совместной пресс–конференции двух мировых лидеров. Такое эксклюзивное внимание всех мировых СМИ только подчеркивало статус встречи: «новая» супердержава договаривается со «старой». И от результатов переговоров, без преувеличения, зависят судьбы мира. Сам брифинг, как блестяще поставленный спектакль, отражал всю драматургию современных американо–китайских отношений.


Американский президент может сослаться на занятость и не приехать на совместный саммит с Евросоюзом, поставив в неловкую позу своих европейских союзников. Он может одобрительно похлопывать по плечу глав других государств, полагающих себя великими державами, при этом глядя на них сверху вниз. А может быть резким и требовательным с теми, с кем вообще не думает считаться. Однако на переговорах с Ху Цзиньтао он был сама почтительность.


Даже очевидные противоречия между Вашингтоном и Пекином были поданы как трудности, которые только закаляют отношения. Соединенные Штаты давно требуют от КНР отпустить курс юаня. Сейчас, по их мнению, он занижен, и это способствует росту и без того огромного отрицательного торгового сальдо. Вред американской экономике вроде бы очевиден: дешевые китайские товары наводнили Америку, собственные производители не выдерживают такой недобросовестной конкуренции и разоряются. Китай уже повысил стоимость своей национальной валюты на 6 процентов. Сейчас стороны выпустили совместное заявление, в котором говорится, что они «будут отслеживать эффект, оказываемый на мировую экономику валютной политикой».


Китай публично не отказывается решать проблемные вопросы, и в этом заключается высший пилотаж дипломатии Ху Цзиньтао. Пекин развернул безжалостную информационную кампанию против нобелевского комитета, когда тот присудил свою премию мира китайскому диссиденту Лю Сяобо. Однако, когда американский президент при журналистах напомнил своему китайскому коллеге о необходимости уважать права человека (чего уже давненько не позволял себе ни один мировой лидер), Председатель КНР не стал уходить от ответа и отделываться встречными обвинениями. Ху Цзиньтао признал, что его стране «еще многое предстоит сделать для обеспечения прав человека». «В то же время необходимо учитывать различные обстоятельства, в которых оказались КНР и США. Китай — развивающаяся страна с огромным населением, которая к тому же находится в решающей стадии экономических реформ», — заметил он...


Саммит в Вашингтоне продемонстрировал, что две крупнейшие державы готовы говорить на равных. Тем не менее нельзя не обратить внимание на фразу, брошенную госсекретарем Хиллари Клинтон, когда ее в очередной раз стали спрашивать об экономическом могуществе Китая и уязвимости Штатов: «Не стоит забывать, что наша экономика все еще в три раза больше китайской».


Глобальный финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, сегодня принято интерпретировать как начало упадка США. С этим не согласен профессор Гарвардского университета Джозеф Най–младший, считающий, что и развитие Китая может столкнуться с многочисленными препятствиями, например экологическими, демографическими, этническими...


И для Вашингтона, и для Пекина, по мнению Джозефа Ная, которое разделяет большинство крупных американских аналитиков, основная внешнеполитическая задача состоит в том, чтобы не допустить возможности стратегической конфронтации, сохраняя дружественные отношения и взаимозависимость.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter