Текст «сделки» объемный, более 180 страниц. Написан он скорее в стиле компьютерных презентаций, сделанных какими-нибудь офис-менеджерами: красиво, стильно, с картинками, с изложением общеизвестных фактов, выделением главного в список, диаграммами и таблицами. В общем, после ознакомления с документом остается впечатление, что у команды, делавшей презентацию, есть какое-то свое видение проблемы.
Видение, безусловно, есть, только мирная инициатива так и останется мертворожденной. Почему?
Первое. В предложенном плане его разработчики пытаются узаконить имеющийся статус-кво в отношении израильских поселений на Западном берегу и по вопросу Иерусалима. Отсюда появляется предложение об интеграции израильских поселений в еврейское государство и признание Иерусалима неделимой столицей Израиля. Это то, что существует де-факто, но не признано юридически. Признать это было бы отступлением от договоренностей 1990-х годов, которые на сегодняшний момент никто не отменял. К тому же на аннексию части палестинской территории никогда не согласится ни одна власть в Палестине.
Второе. Проблема границ. Как видно из предыдущего положения, чтобы достичь хоть какого-то прогресса, нужно пересмотреть тезис, которого придерживаются почти все (за исключением большей части израильского общества и действующей американской администрации): палестинское государство должно быть построено на палестинских территориях в границах до июньской войны 1967 года. Это автоматически означает ликвидацию всех израильских поселений Иудеи и Самарии и вхождение в палестинское государство Восточного Иерусалима со Старым городом, со всеми святыми местами — иудейскими и христианскими, что совершенно неприемлемо для Израиля.
Третье. Восток — это вам не прагматичный и черствый Запад, на Востоке символизм работает гораздо сильнее. Именно поэтому любая палестинская власть, которая бы приняла уступки Израилю в вопросе Иерусалима, поселений и беженцев, пусть даже их выполнение сейчас и в будущем совершенно невозможно, будет уничтожена их политическими оппонентами, да и самим палестинским обществом. И наоборот, едва ли будет жизнеспособным такое правительство Израиля, которое уступит палестинцам в вопросах безопасности поселений и Иерусалима.
Четвертое. Прожекты команды Трампа совершенно не учитывают внутрипалестинскую ситуацию. Уровень доверия населения к ООП и ФАТХ, которые из борцов за национальное дело превратились в обычных коррумпированных восточных правителей, минимален, а прочная социальная база и финансовые ресурсы в данный момент есть у противников ООП — исламистов («Хамас», «Исламский джихад») и национальной диаспоры. В очередной раз повис в воздухе вопрос о преемнике Махмуда Аббаса, а ненависть между палестинскими фракциями настолько велика, что все попытки договориться, даже по техническим вопросам (например, перевод зарплат в Газу), не имеют успеха. При желании можно найти и другие причины. В итоге же план Трампа, как и любая мирная инициатива, может быть и хорош в теории, но в реальности в сложившейся ситуации обречен на неудачу.