Председатель Елгавского белорусского объединения «Злата» Зента Третьяк о белорусах в Латвии

«Со стороны особенно заметно: вы идете правильным путем»

Председатель Елгавского белорусского объединения «Злата» Зента Третьяк о том, зачем Риге белорусская средняя школа и почему для нее дороги витебские деревушки


ПРОДОЛЖАЕМ серию интервью с белорусами зарубежья — участниками второго заседания Консультативного совета при МИД по делам белорусов зарубежья. Сегодня гость рубрики «СГ» — председатель Елгавского белорусского объединения «Злата», депутат Сейма Латвии Зента ТРЕТЬЯК. Трудовая биография ее уникальна: более тридцати лет Зента посвятила  работе в… полиции, затем пришла в политику, позже объединила под своим крылом наших соотечественников в Елгаве. К этим этапам жизни она смело добавляет определение «первая белоруска». Оказывается, к нашей стране эта уникальная женщина имеет непосредственное отношение: корни Зенты — на Витебщине.

В СУДЬБЕ руководителя белорусского общества две страны всегда тесно переплетаются. Родители Зенты родом из Витебской области: отец — из деревни Поплавы Миорского района, мать — из глубокской Зорьки. Когда семья уехала из Беларуси в латвийский город Бауска, отец устроился в хозяйство «Вестра», где работал механизатором, а мать на ферму — оператором машинного доения. Позже супруги узнали, что ждут ребенка. Когда должна была появиться Зента, семья жила на хуторе. И по пути в роддом, как только машина «скорой помощи» выехала после проселочной дороги на асфальтированную, на перекрестке двух дорог и родилась Зента…

— Ваше появление на свет словно предопределило, что всю жизнь вы будете связаны не только с фактической родиной — Латвией, но и исторической — Беларусью. Своеобразный перекресток двух жизненных дорог, двух стран…

— Да, Беларусь для меня родная. Я всегда приезжала на летние каникулы к бабушкам, в юности навещала друзей. Хотя бы раз в год на историческую родину наведывалась. Конечно, когда появилась своя семья, поездок стало меньше, но отношение к стране не изменилось. Ведь Беларусь и Латвия всегда присутствуют в моей жизни. Вот несколько примеров. Несмотря на то что по документам я Зента, бабушки называли меня на разный манер: одна Зиной, другая Женей. Как Зенту меня никто не воспринимал. Так я окончила районную школу, а уже в средней городской за два года стала привыкать к имени Зента. Похожая ситуация и с языком. Дома, понятно, говорила по-латышски, а когда приезжала к бабушке в Беларусь, уже общались со сверстниками, друзьями на понятном им языке. Это откладывало отпечаток и на произношение. Помню, когда пошла в школу, девочки учили меня, как правильно произносить то или иное слово. Я же говорила с белорусским акцентом. Правда, как такового познания «мовы» у меня не было. 

— Вы первая и единственная в стране представительница прекрасной половины — бывший начальник управления полиции в Добельском районе. А до этого 28 лет отработали начальником уголовного розыска в Елгаве. В общей сложности 34 года выслуги. Что сподвигло заниматься общественной деятельностью, направления ведь совершенно разные?

— Так получилось, что в первый день моего выхода на пенсию  умер отец. Это был 2011 год. Буквально через полтора года умирает мама. Это время было сложным, пришлось не только пережить горечь утраты, но и искать, чем дальше заниматься. Ведь на месте сидеть не могла. Тогда думала, что политика не мой конек. Но, как говорится, никогда не говори «никогда». Итог — я депутат Сейма. Тогда ко мне стали обращаться за помощью, в том числе и белорусы. Затем они стали предлагать: а давайте создадим общество. На тот момент белорусское общество в Елгаве уже было, но имело хореографическое направление. Нам же хотелось заниматься не только танцами, но и изучением культуры, традиций Беларуси. Один за другим стали приходить люди и писать заявление: мол, хотим быть вместе с вами. Так все и началось. Да, хороший вопрос: почему вдруг общественная деятельность? Видимо, всегда этого не хватало. Когда работала в полиции, узнавать что-то новое не позволяло время. А сейчас вокруг меня те люди, которые интересуются, хотят получать новые знания о Беларуси. Я же должна быть информирована хорошо. Ведь для меня Беларусь — вторая родина, в белорусской земле захоронены мои бабушки и дедушки. 

— В Елгаве два общественных объединения белорусов. Ваше общество относительно молодое (в октябре «Злате» исполнится четыре года), однако в Латвии довольно известное. Какие проекты уже успели запустить?

— Кажется, что только недавно объединились, а уже прошло почти четыре года. Сейчас в «Злате» более шестидесяти человек. Поначалу нужно было определиться с направлением работы, тогда в расписании появились концерты, выездные встречи. В 2012 году у нас появился свой ансамбль, который исполнял белорусские песни. Так сама постепенно осваивала язык. Затем репертуар расширили — перешли и на русские, украинские, латышские композиции. Первой аудиторией стали ветераны, пенсионеры. Это было отличным стимулом, мы получили уверенность в том, что нужны людям. Стали объезжать все пансионаты края, больницы, ветеранов. 

Интересных проектов было много. В 2012-м презентовали латвийско-белорусский словарь. Казус в том, что словарь в Латвии был представлен и до нас, но в Елгаве в научной библиотеке его не оказалось. Тогда мы попытались отыскаь информацию о его авторах (одна из них была родом из Беларуси, вторая — из Латвии). Так вот, о нашей соотечественнице помогли узнать как раз с вашей стороны. Выяснили, что она тесно работала с Белорусским государственным университетом культуры и искусств. Когда собрали информацию, пригласили подругу автора, презентовали книгу заново. Это стало для нас настоящим событием. 

Сейчас раскручиваем еще один проект – «Ручнік». Каждое общество белорусов в Латвии, а таких у нас 15, будет вышивать свой орнамент, а также название объединения на одном большом рушнике. Семиметровое полотно будет разделено на 15 таких блоков, центр которого увенчает логотип Союза белорусов Латвии. В 2018 году, в день юбилея союза, этот вышитый рушник подарим Беларуси, а второй экземпляр останется в Латвии. Первым к работе уже приступил город Екабпилс. 

— Видимо, во многих проектах тесно сотрудничаете с Посольством Беларуси в Латвии?

— Безусловно. Мы знаем, что туда всегда можно обратиться за помощью. Так, в этом году посольство помогло нам с новыми костюмами. Просим помощи и в поиске родственников — и здесь оно идет навстречу. Посольство видит и знает, чем занимается каждое общество белорусов в Латвии. Часто помогает на время различных фестивалей с визами. 

— Консультационный совет — хорошая возможность не только, что называется, о себе рассказать и на других посмотреть, но и попросить помощи. А вы с каким почином прибыли в Минск? 

— Считаю, что все в наших руках. На Консультационном совете чего-то конкретного просить не хотела, да и не могла. Когда слышишь, какие есть глобальные проблемы в государстве: где-то не было посольства, а сейчас для него уже нашли здание, подобрали кадры, пошли реальные дела. Но мы стоим на ногах, от нас зависит, насколько будем участвовать в каких-то международных или совместных белорусско-латвийских проектах. Поэтому на Консультационном совете, со своей стороны, старалась обсудить перспективы содружества диаспор Беларуси и Латвии. Вкратце обозначила ту работу, которую проделало объединение за этот год. Не обошлось и без предложений. Например, когда услышала, что у ассоциаций белорусов в разных городах есть интересные проекты, предложила создать сайт, где бы размещалась такая информация. Так каждый смог бы подключиться к любой инициативе. В целом же подобные встречи помогают не только найти новых друзей, но и услышать интересные идеи, которые можно применить у себя, в своей работе. 

Обмен опытом, информацией всегда полезен. Конечно, на совете стояла цель не только отчитаться о проделанной работе и восторгаться друг другом — какие мы молодцы, а действительно поговорить о конкретных задачах. И сегодня могу уверенно сказать: каких-то глобальных проблем у нас нет. А вот задач много: стараемся поддержать Рижскую белорусскую основную школу имени Янки Купалы. В ней учится уже 160 ребят. На совете обмолвилась, что все же она девятилетняя, и, может, стоит подумать, чтобы переформатировать ее в среднюю. Идеей заинтересовались. Министр иностранных дел зафиксировал все, о чем говорил каждый из нас. И когда дошел до «моего» вопроса о школе, попросил, чтобы мы к нему вернулись в Латвии, а с белорусской же стороны пообещал поддержать. 

— Зента, а что вы думаете о преобразованиях в современной независимой Беларуси? 

— Как только слышу какие-либо новости о Беларуси, ее успехах, всегда радуюсь. Видно, что страна процветает. Конечно, предела совершенству нет. Но со стороны особенно заметно, что вы идете правильным путем. Мне всегда приятно не только узнавать что-то новое о столице, но и о райцентрах. Видеть, как похорошели они в последние годы. Дорога в Рогачев на День письменности по приглашению МИД заняла более трех часов, и было очень интересно даже по пути отмечать позитивные перемены. По дороге знакомились с небольшими деревушками. А уж как сам Рогачев поразил! Даже такая стремительная экскурсия показала, что белорусы очень любят то место, в котором живут, дорожат своей землей...

bizyk@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter