Мы изучили взлеты и падения одной из самых популярных когда-то перерабатывающих отраслей

Со скрипом консервного ножа

Горошек, солянка, свекла, капуста, уйма салатов. На магазинных полках ассортимент консервов бросается в глаза, их всегда хочется купить про запас. Открыл банку — готовое блюдо в любом месте и в любое время на расстоянии вытянутой руки. Не нужно искать общепит, который бывает закрыт. Но прежде чем дойти до потребителя, консервная банка должна наполниться. Где и чем? Что необходимо для внутреннего рынка?



Более 10 лет назад львиная доля консервных комбинатов была в ведении облисполкомов. Жизнь в отрасли бурлила и развивалась. Небольшая часть производителей находилась в ведении «Белгоспищепрома». Такие же скромные объемы закаток были и у Белкоопсоюза. На сих трех китах, собственно, держалась вся консервная отрасль. Деятельность регулировалась постановлением Совмина № 163 «О развитии консервной отрасли Республики Беларусь в 2003—2005 годах».

В документе насчитал 7 позиций овощного сырья в организациях концерна «Белгос­пищепром», 10 — в Белкоопсоюзе, 12 — в Брестской области, 8 — в Витебской, 9 — в Гомельской, 6 — в Гродненской, 11 — в Минской, 9 — в Могилевской. Это огурцы, томаты, лук, капуста, свекла, морковь, кабачки, зеленый горошек, грибы и сахарная кукуруза. Их не только собирались продавать в сыром виде и закладывать в стабфонды, но и консервировать.

По постановлению Совмина № 163 составил карту, где раньше действовали заводы по переработке овощей. На май 2005 года их числилось 64, некоторых уже нет. Не существует в Жлобине, Рогачеве, Витебске, Бобруйске, Пинске, Кобрине, Волковыске, Калинковичах и Гомеле. Хотя пытались выжить. За счет кредитов, инновационных фондов областных и респуб­ликанских бюджетов выделяли деньги. Суммы составляли тысячи рублей. Покупали новые линии, закаточные автоматы, холодильники, запчасти.

Новый виток преобразований — Программа развития плодоовощных консервов в Рес­публике Беларусь на 2006—2010 годы. Задачу Правительства по импортозамещению в целом выполнили. Создали овощные интеграционные комплексы. Технически переоснастили 21 консервный завод из 36 имеющихся. Объем производства за 5 лет вырос почти в два раза. Потребление достигло 570 миллионов условных банок.

Очередной этап развития отрасли — Программа производства плодоовощной консервированной продукции на 2012—2015 годы. По ее итогу объем импорта снизился на 40 миллионов условных банок и составил 81 миллион. Но не все оказалось так радужно. Планы по зеленому горошку провалили. Объем томатных соусов и кетчупов закрыл лишь половину внутренних потребностей. Не хватало грибов, консервов из фасоли, сахарной кукурузы. Начали просачиваться конкуренты из других стран.

Созданная сырьевая зона и закупленная техника оказались невостребованными. Образовались убытки. За пять лет число консервных заводов уменьшилось с 36 до 31, а всего за время действия двух программ с 64 — наполовину. Почти 10 лет пытался выжить и даже нашел инвестора из России Пинский консервный завод. Но произошел крутой поворот. В 2010 году началась разборка зданий. На бывшей территории построили супермаркет.

На Ивьевском консервном заводе в лучшие времена выпускали соусы, маринады, обеденные консервы. С 2004 по 2006 год долги росли, как снежный ком. Оборудование устарело, денег на модернизацию не нашлось. Это стало причиной ликвидации. Но даже те предприятия, которые держатся, — едва сводят концы с концами. Гродненский консервный завод с виду успешен. Но как только углубишься в экономику — ситуация нерадужная. С января 2016 года валовая прибыль ушла в минус. По итогу за январь—декабрь 2018 года минус 395 рублей.

В начале года распался относительно молодой Витебский плодоовощной комбинат в агрогородке Новки. Создан в 1993 году, выпускал консервы общего назначения и пюре-полуфабрикаты. Но в сентябре 2017-го по решению экономического суда Витебской области признан банкротом. Была открыта ликвидационная процедура на год, которую продлили до марта 2019-го. С 4 марта завершено дело о банкротстве. Завод реализован с сохранением рабочих мест и даже были созданы новые.

Мы позвонили Виктору Пилецкому, бывшему антикризисному управляющему, и спросили: мог ли завод приобрести второе дыхание?

— Такая перспектива оказалась бы реальной при сохранении в собственности линии детского питания, но ее посчитало нужным продать прежнее руководство. А на оставшемся оборудовании по розливу соков и другой консервированной продукции удалось лишь минимизировать убытки, — пояснил Виктор Пилецкий.

В Молодечненском районе Красненский консервный комбинат от банкротства спас инвестор. Сейчас здесь успешно производят соусы и дают возможность трудоустроиться местным. Как рассказали «СГ» в Красненском сельсовете, комбинат активно сотрудничает с семьями в социально опасном положении и принимает их на работу. Когда вышел Декрет № 1 Президента, на предприятии также начали активно предлагать вакансии.

Необычная судьба у ОАО «Бобруйский консервный завод». В 2008 году Могилевский облисполком принял решение привлечь инвестора для выпуска соков на неиспользуемых площадях. В строительство вложили 20 миллионов условных единиц. Установили новое оборудование. Как рассказали «СГ» на предприятии, бывшие помещения завода не пустуют, их используют для выпуска соков в среднем ценовом сегменте. Продукция идет на экспорт.

Краснослободскому консервному заводу удалось выстоять за счет того, что выпускает не только салаты, а расширил ассортимент до обеденной группы — борщей, картофеля с грибами. Как рассказали на предприятии, отгрузки идут по всей республике. Ежемесячная выручка — 150—200 тысяч рублей, из них прибыли на 50 тысяч рублей. Кооператоры отмечают, что спрос на их консервы не падает, а остается постоянным.

СОБЫТИЕ в Слуцке: присоединение, а затем и закрытие консервного завода. С 2012 года он в составе производственного участка «Консервный» ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат». А с 1 января 2015-го прекратил существование. О дальнейшей судьбе «СГ» рассказал заместитель директора ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» Виктор Камяк. От предприятия осталось лишь несколько зданий. Их сохранят, так как они представляют историко-культурную ценность. Готовятся документы для передачи в собственность райисполкома.

Мы позвонили на Борисовский консервный завод и попросили его директора о встрече, чтобы поговорить о сегодняшнем производстве. Он отказался, сославшись на то, что не о чем говорить — все убыточно…

Ранее предприятие попадало в поле зрения КГК. В 2016—2018 годах должностные лица оформляли фиктивные сделки по реализации готовой продукции, которая впоследствии возвращалась на завод. По оценке проверявших, на низком уровне работа по взысканию дебиторской задолженности. Завод не принял меры по взысканию почти 28 тысяч евро за поставленные американской компании консервы.

В том, что консервный попытается наладить работу, сомнений нет. Ему удалось попасть в число 200 предприятий, которые указом Президента включены в Госпрограмму инновационного развития до 2020 года. Завод получит чуть менее полутора миллионов рублей. Суть модернизации — дой-пак вместо стекла. Это гибкая и компактная упаковка.

Почему подобные предприятия развиваются со скрипом консервного ножа? Об этом мы поинтересовались у заместителя председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома Сергея Примаченко:

— Потребитель просит более современный товар, свежую морковь, капусту, солянку с 3—5 сутками хранения. Сегодня он хочет видеть дома на столе свежее. Раньше родители закатывали по 90 банок, и все съедалось. А сейчас 20 не используются. Глубокая переработка овощей не так востребована, она не основа питания. Это повод задуматься и производить что-то более современное. Например, в одном контейнере несколько блюд для семьи.

Сергей Примаченко не исключает, что в ассортименте должны присутствовать маринады:

— В дорогу можно взять с собой. Но в таком объеме, как когда-то, консервы не востребованы. Раньше у людей не было возможности столько выращивать огурцов и помидоров, да и банки были в дефиците. Сейчас закатка уходит в прошлое. Она вернется, когда на прилавках будет востребована экологически чистая, домашняя, выращенная без химии продукция.

В ОСНОВНОМ выживать заводам помогает производство соков, детского питания. Фундамент для этого направления заложили в 2005 году на Малоритском консервно-овощесушильном заводе. Создали новые цеха, укомплектовали европейским оборудованием. Сейчас на полках море пюре для малышей наших марок, их охотно покупают сети. Столбцовский филиал ОАО «Городейский сахарный комбинат» освоил нишу фруктово-ягодных наполнителей. Технологи разработали более 700 образцов. Сети также охотно продвигают этот продукт.

Для овощных консервов несколько госпрограмм переоснащения прошли слишком болезненно. Уровень рентабельности и продаж не перекрывал долговые обязательства перед банком. Ведь кредиты, да еще с высокими процентами, подходят для высокоэффективных проектов, срок окупаемости которых не более 3—4 лет. Хотя консервное производство оправдывает себя на пятый-шестой год. Не помогли и деньги из банков, которые оказались по итогу для некоторых бременем.

Но опускать руки и говорить о том, что овощные консервы не нужны — ошибка. По сути, это готовые домашние блюда, которые долго хранятся и могут использоваться где угодно — на отдыхе, работе, в дальней командировке. Такой продукт необходим на прилавках, так как потребность в нем остается. К тому же консервные заводы — это большой механизм: рабочие места, коллективы. Отрасль напрямую связана с АПК, и ее развитие отражается на доходах сельчан.

Может, стоит сделать новую упаковку? Но будет ли тогда стоимость самого продукта дешевой? И в какую сторону решится экологический вопрос? Консервы в стеклянных банках, которые принимают в заготпунктах. Или современная упаковка из пластика, выброшенная после употребления, которая долго разлагается… Да, наверняка маринады в стеклянных банках не выглядят презентабельно, но по вкусу и качеству ничуть не уступают импортным. Заводам нужно думать не столько об упаковке, сколько о расширении ассортимента, а также не зацикливаться на салатах.

Впрочем, обо всем этом мы намерены продолжить разговор на страницах «СГ».

КОММЕНТАРИЙ

Елена АНДРЕЕВА, начальник сектора консервной отрасли управления табачной, сахарной и консервной отраслей «Белгоспищепрома»:

— Плодоовощные консервы выпускают не только организации республиканской и коммунальной собственности с замкнутым циклом производства. Значимое место у крупных компаний, выпускающих продукцию в основном из полуфабрикатов. Игроки плодоовощного рынка и частные предприятия, которые производят соусы и кетчупы, салаты быстрого приготовления. Излишки урожая на установленных соковых линиях перерабатывают и сельхозорганизации, а также фермеры, специализирующиеся на выращивании плодов и ягод. Определенная ниша у молокопереработчиков — выпуск соковой продукции из концентратов на молочных линиях.

Широкий круг производителей дает возможность говорить о разнообразии выпускаемой продукции. Это плодоовощные консервы общего назначения, питание для детей раннего, дошкольного и школьного возраста, соленья, квашения, моченья, а также востребованные в современном ритме так называемые удобные продукты. Они представлены салатами быстрого приготовления, быстрозамороженной продукцией, а также относительно новым направлением — стерилизованными продуктами в вакуумной упаковке.

Самый популярный способ переработки — выпуск плодоовощных консервов. Мощности позволяют выпускать около 650 миллионов условных банок (муб) продукции в год при расчетной потребности внутреннего рынка 575 муб. В 2018-м мы произвели 500 муб консервов и приросли к 2017 году на 8 процентов.

Объем выпуска консервов из плодов и овощей на одного жителя республики за 2018 год достиг почти 21 килограмма. Для сравнения: в 2006-м, который стал для отрасли отправной точкой в плане масштабной модернизации и обновления, эта цифра составляла менее 12 килограммов.

Больше всего производим соков и нектаров — примерно 300 муб (60 процентов от общего объема плодоовощных консервов). Затем идут натуральные консервы (зеленый горошек, консервированные огурцы и томаты, сахарная кукуруза, фасоль, оливки и маслины, гарнирные свекла и морковь). Доля такой продукции в общем объеме консервов 14 процентов.

Из группы натуральных консервов хочется выделить такие востребованные позиции, как консервированная сахарная кукуруза (производим 12 муб), а также оливки и маслины (12,8 муб). Широко развит и выпуск маринадов — огурцов, томатов, свеклы, моркови, капусты, перца, а также различных ассорти.

Из закусочных консервов кто не знает белорусскую кабачковую икру. Кроме нее — овощи в томатном соусе, закуски, овощные рагу, овощные консервы с грибами, икру из баклажанов, из свеклы, баклажаны в кетчупе, салаты.

Из группы обеденных консервов производим солянки, борщи, рассольники, а также щи и свекольники.

— Елена Алексеевна, в полном ли объеме удовлетворяет консервная отрасль потребности внутреннего рынка?

— За счет отечественного производства потребность внутреннего рынка по плодоовощным консервам закрывается более чем на 50 процентов. По соковой продукции доля отечественной в общем объеме потребления превышает 60 процентов. По консервированным и маринованным томатам приближается к 60 процентам. Значимый результат мы достигли по питанию для детей раннего возраста. Емкость рынка за счет отечественного выпуска закрывается практически на 85 процентов.

К сожалению, несколько «упали» по консервам из зеленого горошка. В 2018 году объем их выпуска — 26 миллионов условных банок при потребности 30—32 миллиона. Подчеркну: 50 процентов произведенного горошка отрасль поставляет на экспорт. В целом по плодоовощным консервам экспортные поставки около 200 муб, то есть 40 процентов от объема выпуска.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter