Музыкальный театр 28 марта ждет зрителей на премьеру: новый спектакль готовился в кратчайшие сроки, однако артисты, укрепившие тело и дух тренировками по фехтованию, вокальной и физической подготовкой, а также ежедневными репетициями, к выходу на сцену готовы.
«Труффальдино из Бергамо» не повторяет в точности фильм с Константином Райкиным, снятый по пьесе Гольдони еще в 1970-е, но полюбившиеся песни и острые фразочки итальянского комедиографа, а также непередаваемую атмосферу карнавальной Венеции мы получим в полном объеме.
Режиссер Анна Моторная приходит на встречу с большим и ярким бутафорским тунцом. На вопрос о нетипичном аксессуаре подпускает в голос загадочности: зачем героям понадобилась упитанная рыбина, узнаем во время спектакля.
Анна МОТОРНАЯ.
— Те, кто смотрел советский фильм, долгое время были уверены, что это и есть комедия Карло Гольдони «Слуга двух господ», не подозревая о том, что на «Ленфильме» сняли несколько иную историю, — рассказала Анна Моторная. — Премьеру мы готовили в очень короткие сроки: приступили к постановке 1 февраля. Команда работала в ежедневном режиме — от актеров, приложивших невероятные усилия, до художника Андрея Меренкова, создавшего невероятные по красоте декорации с видами Венеции. Венецианский карнавал отменили, а мы просто перенесем его в Минск!
В Музыкальном театре решено было обратиться к первоисточнику, но сохранить полюбившиеся киноманам песни Александра Колкера на стихи Кима Рыжова. Заглавную роль исполняют два артиста, абсолютно не похожих друг на друга, — Денис Немцов и Дмитрий Климович, у каждого из них своя трактовка образа ловкача Труффальдино.
Виктория ЖБАНКОВА (Смеральдина) и Денис НЕМЦОВ (Труффальдино).
— У нас с Денисом совершенно разная психофизика и пластика, поэтому жесты, интонации, движения — все это различается, каждый привносит в роль что-то свое, — рассуждает Дмитрий Климович. — Однако персонаж один, и наши мысли должны быть схожи, есть ведь концепция режиссера.
Актеры скромно умалчивают о том, что помимо вокальных данных и актерского таланта роль предполагает выдающиеся физические кондиции: Труффальдино должен бегать, прыгать, танцевать, кое-где — выполнять акробатические трюки не хуже, чем в цирке Du Soleil, и при этом сохранять дыхание все три часа, которые длится постановка, ведь после эффектных прыжков тут же приходится петь.
Художник Андрей МЕРЕНКОВ воссоздал на сцене красоты Венеции.
А еще все артисты усиленно упражнялись в сценическом фехтовании. Исполнительница роли Беатриче Наталья Дементьева благодарит педагогов, когда-то учивших ее в консерватории:
— В годы учебы я не могла понять, зачем нам курс сценического боя — мне казалось, что я буду красиво петь в опере и уж точно не махать шпагой. А педагоги только посмеивались и предупреждали: вокалисту может понадобиться и танцевать, и стоять на голове! Я хоть не совсем верила, но добросовестно посещала занятия. И вот 20 лет спустя мне действительно это пригодилось, пришлось под руководством постановщика трюков Константина Михаленко вспоминать фехтовальные движения и тренироваться. Мне понравилось!
Наталье по сюжету предстоит провести большую часть спектакля в образе мужчины — именно так путешествует по Италии ее отчаянная героиня. Чтобы войти в образ, актриса присматривалась, изучала мужские движения, походку, манеры — это понадобится на сцене. Даже больше: Беатриче ведь и петь должна мужским голосом! Непростая задача, но, как оказалось, вполне реализуемая.
— На самом деле в этой постановке очень трудно петь, потому что на сцене постоянно трюки, — говорит вокальный руководитель Светлана Петрова. — Оба наших Труффальдино имеют уникальные голосовые тембры, они нашли новые краски, попадают в точку, доносят текст, и всем кажется, что у них это легко получается! У Сергея Сутько, играющего Флориндо, вокал героический и классический. Если брать женские образы, то, например, юная Клариче исполняет арию в стиле барокко, а вот Беатриче, которая вначале появляется в образе мужчины, а затем уже в образе женщины, должна и голос демонстрировать сначала мужской, а потом женский — и мы это услышим. Словом, очень сложные задачи стоят перед артистами, но работать невероятно интересно.
Есть неизбежная разница между фильмом и театральной постановкой, но все самые известные и любимые народом музыкальные номера сохранены. Хореограф-постановщик Оксана Кимкетова поставила множество самых разнообразных танцев — от салонных XVIII века до итальянских народных вроде тарантеллы. И лишь одна загадка не дает покоя: какую все-таки роль в приключениях Труффальдино играет тунец?
ovsepyan@sb.by
Венецианский карнавал в этом году переместится в Минск
Со шпагой, лютней и тунцом
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Александр КУЛЕВСКИЙ