Со щитом или на щите?

О пересмотре концепции ПРО США

Владимир Путин, оказывается, не единственный мировой лидер, действиями которого остались недовольны поляки после памятных мероприятий в Гданьске. Российский премьер–министр хотя бы попытался сблизить российскую и польскую точки зрения на начало Второй мировой войны и по некоторым другим спорным вопросам. Барак Обама вообще не приехал, хотя приглашение было отправлено в Белый дом много месяцев назад.


Американский президент командировал в Польшу Уильяма Перри, министра обороны из администрации Билла Клинтона, и только в самый последний момент отставного политика заменили на действующего советника по национальной безопасности Джеймса Джонса. Варшава, которая до последнего надеялась увидеть вице–президента или хотя бы госсекретаря, расценила это как еще один признак похолодания польско–американских отношений.


Контрольный замер температуры будет сделан, когда Вашингтон окончательно определится по поводу баз ПРО в Чехии и Польше. В последнее время все больше говорится о том, что администрация Обамы откажется от планов Джорджа Буша разместить в Восточной Европе радиолокационную станцию и ракеты–перехватчики. Это ставит Прагу и Варшаву в крайне неловкое положение, и они уже не скрывают своего недовольства.


Белый дом и при Буше, и при Обаме всегда настаивал, что противоракеты будут нацелены на Иран, КНДР и другие ядерные страны, действия которых не предсказуемы для США (подразумевается, что Россия — это предсказуемый партнер). Но что бы там ни утверждали американские политики, восточноевропейские государства, которым предложили разместить у себя систему ПРО, видели в ней нечто иное: иранские и северокорейские ядерные бомбы — это отдаленная перспектива, а Россия–то — вот она, совсем рядом.


Кажется, что такое 10 ракет–перехватчиков против огромного ядерного потенциала России? Но Москве эта идея все равно, мягко говоря, не понравилась. Пожалуй, именно это и стало главным аргументом, почему чехи и поляки все–таки отважились разместить у себя американский противоракетный щит, хотя прекрасно понимали, что сами после этого превращаются в живую мишень.


Для вида Варшава и Прага, конечно, сопротивлялись планам «вашингтонских ястребов», набивая цену будущим базам. Но было очевидно, что это тот самый случай, когда «нет» — это «может быть», а «может быть» — это вполне определенное «да». И вот теперь может так статься, что продолжение у этой истории будет тоже вполне тривиальное: поигрались и бросили. А если серьезно, то получается, что Польша усугубила конфликт с Россией, не заручившись привилегированными отношениями с США в сфере безопасности.


Сообщается, что администрация Обамы сейчас разработает альтернативные планы противоракетной обороны в Турции и на Балканах. И хотя американские чиновники не перестают заверять, что никакого окончательного решения еще не принято, в Польше им все меньше верят. «Очевидно, что Восточная Европа более не лежит в эпицентре интересов этой американской администрации, — заявил представитель министерства иностранных дел Польши Петр Пашковски. — Сейчас пересматривается система противоракетной обороны. Шансы на то, что она будет в Польше, — 50 на 50».


Не исключено, что уже в течение этого месяца станет известно, чем закончится пересмотр концепции ПРО в Белом доме. Возможно, это будет сделано к встрече Обамы и Дмитрия Медведева, которая должна состояться в Нью–Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин уверен, что «в октябре мы будем жить в новом мире российско–американских отношений». Впрочем, еще недавно он источал пессимизм по поводу отношений с Западом...


Легче всего сейчас написать, что Обама поддался давлению Кремля. Но не стоит торопиться с такими выводами. США и Польша по–прежнему союзники по НАТО, которых связывают и другие обязательства, например, в Ираке и Афганистане. Но Обама никогда не скрывал, что его приоритетом является сокращение ядерных вооружений. Без России этим заниматься невозможно. Ради нового соглашения с Москвой он может пойти на некоторые уступки.


Хотя ему будет нелегко это сделать. По ту сторону океана зреет недовольство новым внешнеполитическим курсом, которое выразилось в редакционной статье «Вашингтон пост», рупора консервативных взглядов в США: «Отказ от развертывания системы противоракетной обороны в Польше и Чехии станет очередным этапом в постепенном отступлении Америки с позиций глобального стратегического лидерства. Мы с опаской ждем того, когда просчеты администрации Обамы в области национальной безопасности приведут к серьезным и необратимым последствиям...»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter