Источник: Знамя юности
Знамя юности

Мы побывали в семье, которая распрощалась со статусом СОП

Сняты с учета

Еще недавно семья Барановых из деревни Воронино Быховского района считалась находящейся в социально опасном положении. Всему виной были «признаки неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка» и «регулярные конфликты между родителями». Чуть больше месяца назад семью с учета сняли. 31-летний Василий ушел в декретный отпуск, когда его жену посадили за кражу. Удивительно, но вместе с супругой из дома ушли и проблемы.

Василий ушел в декретный отпуск. Вся деревня удивляется, какой из него отец замечательный получился!

Директор Быховского социально-педагогического центра Татьяна Шумилова и социальный педагог Ирина Кадол по-прежнему приезжают навестить Барановых раз в неделю:

– Но наши визиты больше не связаны с социально опасным положением. Это обычное плановое посещение семьи, где воспитывается ребенок, который не ходит в детский сад. Мы смотрим условия проживания, оцениваем психологическую обстановку в семье. И тем, что мы видим у Барановых, очень довольны. Да что там мы, вся деревня удивляется, какой из Васи отец замечательный!

За разговорами подходим к большому кирпичному дому, где проживает семья. Двор и дорожка, ведущая к нему, полностью вычищены от снега, деревянная калитка, окна и веранда аккуратно выкрашены в яркие цвета. Во всех деталях чувствуется уход и хозяйская рука. Стучим в дверь.

Тамара Николаевна души не чает в Колюше. Бабушка взяла на себя женскую работу в доме: готовит, стирает, убирает

Нас встречает Василий, и сразу же рядом показывается двухлетний Николай, или, как его ласково зовут родные, Колюша. Ребенок нисколько не смущается и сразу бежит знакомиться – улыбается, тянет руки, делится игрушками. 

О нашем приезде заранее никто не знал, но в доме был полный порядок. 

Полы выметены, кровати застелены. Да и натоплено от души, приходится расстегнуть верхнюю одежду.



Татьяна Шумилова тем временем рассказывает:

– В каждой семье проверки проходят по отдельному сценарию. У одних мы, к примеру, смотрим печное оборудование, у других – наличие лекарств. Когда Барановы состояли на учете, мы в большей степени оценивали психологическую атмосферу. Родители часто скандалили, и это сказывалось на ребенке. А сейчас видно, что Николай чувствует себя прекрасно. Зачем проверять холодильник, если у мальчика такие щечки? Понятно же, что он не голодает. Или в шкафы заглядывать? Здесь не та ситуация.

То, что у Барановых ребенок не обижен, видно сразу. У мальчика есть машинки, мячи, мягкие игрушки. В доме много бытовой техники, помогающей бабушке Коли Тамаре Николаевне готовить, стирать, убирать.



Сам молодой отец признается, что декретный отпуск стал для него отличным времяпрепровождением:

– Многие спрашивают, тяжело ли мне в декрете. А я скажу так: это на работе в кочегарке было непросто, а здесь – одно удовольствие! Знай себе играй целый день с любимым сыном.



Поскольку мальчик души не чает в животных, каждое утро начинается с просмотра фотографий коров на компьютере, а одна из самых востребованных игрушек у Коли – лошадь-качалка, сделанная отцом. Да и кот Флешка, получивший свою кличку за большое количество сгрызенных карт памяти, без внимания не остается. Когда игры дома и мультики наскучат, папа с сыном идут на улицу. Там любимое развлечение у мальчика – загрузить полные санки снега и возить их по двору. 

Колюша нисколько не смущается незнакомых людей, любит общение. Он и нас не хотел отпускать, еще долго махал вслед из окна. Признаюсь, даже грустно было уходить, ведь увиденное в их доме приятно удивило. Хочется верить, что таких положительных примеров, где семья, состоящая в СОП, изменилась к лучшему, немало. А сколько их – покажет переучет.



СКАЗАНО

Валентина Гончарова, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Быховского райисполкома:

– В Быховском районе в 2018 году находящимися в социально опасном положении были признаны 197 детей в 97 семьях. Их количество из года в год остается примерно на одном уровне. Но, по сути, эти цифры ни о чем не говорят. Если есть семья, находящаяся в социально опасном положении, она должна быть выявлена и поставлена на учет. И наоборот. Новое постановление подняло работу с неблагополучными семьями на более высокий уровень. До этого все проверки проводились под эгидой Министерства образования, а в другие структуры можно было только ходатайствовать о помощи. Редко, но возникали ситуации невзаимодействия на местах. Документу подчинялись отделы образования, а не медики и милиция. Сейчас этот вопрос регулируется постановлением Совета Министров, а значит, меняется система подхода. Никто не скажет теперь «мы здесь причем?».

Любовь СОЛОВЬЕВА.

solovieva@sb.by

Фото автора.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Алексей Кобызев, заместитель директора по идеологической и воспитательной работе минской СШ № 28:


– Участие общества в воспитании детей, безусловно, важно. Но в гораздо большей степени то, какими они вырастут, зависит от семьи. Причем фундамент личности закладывается до четырех лет, и если до 11 что-то еще можно откорректировать, то потом сделать это уже практически невозможно.

Я много лет работал социальным педагогом и по своему опыту могу сказать, что не всегда бывает просто определить семью, где есть проблемы. Существует такое понятие, как псевдоблагополучие – это когда при хорошем достатке родители откупаются от детей гаджетами и совершенно не занимаются воспитанием. Чтобы заметить, что у ученика, который вроде бы выглядит опрятно и исправно посещает занятия, дома не все в порядке, нужно быть с ним в постоянном контакте. Наладить диалог можно, только если стать товарищем и другом, забыв о роли наставника. 

Ольга ДУБРОВСКАЯ,«ЗН».

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter