Как Брест будет воплощать в жизнь концепцию экологического города

Снятся людям иногда «зеленые» города

Есть города, в которые хочется возвращаться снова и снова. Возможно, там нет метро, аквапарка и крупных торговых центров. Но чувствуешь себя в них свободно и легко. Как, например, в итальянском Портофино, малюсеньком рыбацком местечке, узнаваемом в кинокартине Антониони «За облаками». Именно здесь понимаешь, что атмосферность городу создает отнюдь не аэропорт международного класса, утыканный магазинами системы duty-free, а чувство комфорта. 

Фото sci-hit.com

Каждая страна, каждый ее населенный пункт вырабатывает это чувство самостоятельно. Совершенствовать среду проживания под значком «эко» будут и в белорусских городах. Начнут с Бреста. Именно этот областной центр с наибольшим энтузиазмом вызвался осваивать азы «зеленой экономики». Вообще, согласно национальному плану по развитию этой сферы, рассчитанному до 2020 года, нас ждет немало интересных новаций. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обсуждает немало инициатив — и появление энергоэффективных домов, и электротранспорт, и органическое земледелие. Бресту вверено воплощать в жизнь концепцию экологического города «СимбиоСити». 

«СимбиоСити» не что иное как синоним экологически устойчивого города, эффективно использующего свои ресурсы. В том числе и отходы. Разработали принципы синергии шведы, а успешно применяются они во всем мире. В частности, «зеленая» концепция предлагает размещать в крышах некоторых коммунальных зданий больше окон, а промежутки между стеклопакетами засаживать травкой. Получается экономия электро­энергии плюс дополнительный кислород. Именно так строят детские сады в Дании. 

Другое рациональное предложение связано с отходами. Оказалось, они могут быть не проблемой, а источником тепла и дохода. Сегодня львиная доля жилых домов Швеции отапливается за счет сжигаемого мусора. Что-то утилизируется, что-то отправляется на биологическую обработку, и лишь около полутора процентов подлежит захоронению. В Швеции даже общественный транспорт заправляется биогазом, полученным от переработки пищевых отходов.   

Власти Бреста уже определились с площадкой для реализации собственного «зеленого» проекта. Выбрана трапеция новой многоэтажной застройки в юго-восточной и юго-западной частях города. Так называемый Заречный район, в котором за последние пару лет отстроили четыре микрорайона, открылась школа, застолбили площадки крупные торговые сети. 

Чтобы сделать город максимально эргономичным и экологичным, эксперты изучат транспортные потоки, нанесут на интерактивную карту загрязненные промышленные участки, определят сегодня «пустые», но благоприятные рекреационные зоны. И, вооружившись идеями «умного» города, начнут разрабатывать комплексные инфраструктурные решения. Тот же транспорт — это сеть будущих велодорожек, велопарковок, стоянок для авто. Движение личного и общественного транспорта должно «дружить» со светофорами и минимизировать выбросы вредных веществ. Не исключено, что в некоторые зоны доступ транспорта, портящего воздух выхлопными трубами, ограничат. А вот на велосипеде или электромобиле проехать туда будет не проблема.  

Исходя из расположения «пыхтящих» промышленных объектов и напряженных транспортных узлов, «забронируют» места под зеленые зоны. К слову, первый кандидат уже имеется. Это парк 1000-летия Бреста в юго-западной части города. Проект разработан за бюджетные средства, его создание входит в план мероприятий по подготовке к празднованию «миллениума». 

В феврале в областной центр приедут шведы. Будут консультировать, как создать собственную модель, способную улучшить состояние окружающей среды и одновременно сделать жизнь полиса комфортнее. Говорят, что есть города, в которые хочется возвращаться снова и снова. Но ведь есть и такие, из которых уезжать не хочется. Брест как раз из их числа.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter