Снято с душой

Главные призы «Золотого Витязя» присуждены белорусским фильмам
Главные призы «Золотого Витязя» присуждены белорусским фильмам

В подмосковном Серпухове завершился юбилейный, XV Международный кинофорум «Золотой Витязь». Белорусские киноленты приняли участие практически во всех конкурсных программах. В номинации «Лучший игровой фильм» случилась сенсация: главный приз поделили белорус Сергей Сычев за фильм «Я помню» и модный южнокорейский режиссер Ким Ки–Дук за ленту «Натянутая тетива». Лента Галины Адамович «Заведенка» получила награду как «Лучший документальный фильм».

Итак, Гран–при XV Международного кинофорума «Золотой Витязь» достался российскому художественному телефильму Андрея Малюкова «Грозовые ворота», идущему сейчас, кстати, в вечернем эфире ОНТ. По словам Бурляева, «это первый за последние годы патриотический фильм об армии, который не будет отбивать желание у юношей защищать Отечество».

Лучшим телевизионным художественным фильмом стал пятисерийный цикл «Паломничество в вечный город» Владимира Хотиненко о развитии христианства ранних лет.

О своей победе в номинации «Лучший документальный фильм» за ленту «Заведенка» белорусский режиссер Галина Адамович узнала от нашей газеты.

— Правда? Странно — второй год подряд победы обычно не бывает, — удивилась она.

— Вы скептически относитесь к наградам?

— Вовсе нет. Любая награда — это приятно, что бы кто ни говорил. Тем более учитывая то, сколько фильмов в год снимается... И вдруг говорят, что твой фильм лучший. Хотя любые награды — это субъективность. Я сама работала в жюри и знаю, что многое бывает случайно.

— Чем, по–вашему, фильм «зацепил» жюри?

— Трудно сказать. Он делался гораздо сложнее, чем предыдущая работа — фильм «Боже мой», где я сразу видела, что это удачное кино. Он тяжело делался и тяжело снимался. Мы думали, что все закончится неудачей. И только когда фильм был закончен, я увидела, что он отнюдь не хуже. Там много действующих лиц — семья, в которой 12 детей, 7 внуков... Мне в какой–то момент показалось, что все это распадется. Было непонятно, на чем строить повествование, на чем концентрироваться.

Это нормальная белорусская семья. Никаких аномалий. Живут на пределе сил, уставшие, но при этом спокойные, умиротворенные лица. Видимо, сказывается удаленность от центра. Действие происходит в деревне Старина на границе с Украиной. Каждый наш приезд из Давид–Городка заканчивался тем, что в машине вылетали рессоры — жуткие булыжники на дороге. Таких, по–моему, уже нет нигде.

— И все же в чем главная фабула фильма?

— Это фильм–наблюдение. Сюжет строится на том, что семья с утра готовится к свадьбе. Но это не явно: для чего–то пекут пироги, доят коров. Все как обычно. Мать едет в церковь договариваться о службе... С этим связан, кстати, потрясающий момент: во время съемки она неожиданно заснула. Представьте: уставшая женщина на лавке просто засыпает в кадре, зная, что ее снимают. Это было удивительно. Это нельзя срежиссировать. Это самое ценное в документальном кино — атмосфера, как будто ангел пролетел.

В финале ленты у нас свадьба — пошел новый виток жизни. Мы, кстати, долго искали название. «Заведенка» — это то, что заведено не нами: вырасти, потом самим родить детей, продолжить род. Вырываться из этого круга или нет — каждый решает самостоятельно. Мы не даем оценок — хорошо это или плохо.

Один из критиков написал о фильме Галины Адамович: «Это не отвлеченная метафора, это — режиссерская концепция жизни, острая талантливая работа. Непростое кино при видимой простоте».

Дирекция престижного Международного кинофестиваля в Карлови–Вари уже предложила Галине Адамович устроить мировую премьеру фильма на фестивале в начале июля.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter