Снять с довольствия иностранных спецслужб. И обезвредить...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ этой организации в силу особой специфики овеяна ореолом таинственности и всегда вызывает в обществе огромный интерес. О работе КГБ все судят только по скупым сообщениям средств массовой информации. В остальном же знания о нем очень скудны. Корреспондент «БН» встретился с уникальным человеком, который не только знает все тонкости работы чекистов, но и сам активно участвовал в ней. Без малого полвека отдал генерал-майор Иван ЛЫСАКОВСКИЙ службе Отечеству. Иван Леопольдович почти ровесник Комитета госбезопасности, ему — девяносто один, комитету — в декабре 95. Его биография — это история КГБ.

О чем долгие годы молчала разведка КГБ? Уроженец деревни Талька Пуховичского района Иван Лысаковский приподнимает завесу секретности...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ этой организации в силу особой специфики овеяна ореолом таинственности и всегда вызывает в обществе огромный интерес. О работе КГБ все судят только по скупым сообщениям средств массовой информации. В остальном же знания о нем очень скудны. Корреспондент «БН» встретился с уникальным человеком, который не только знает все тонкости работы чекистов, но и сам активно участвовал в ней. Без малого полвека отдал генерал-майор Иван ЛЫСАКОВСКИЙ службе Отечеству. Иван Леопольдович почти ровесник Комитета госбезопасности, ему — девяносто один, комитету — в декабре 95. Его биография — это история КГБ.

– ОРИЕНТИРЫ в жизни всегда выбирал самостоятельно, ставил перед собой цели, стремился достичь их, ни на кого не надеялся, — рассказывает чекист. — Стремление к знаниям у меня с детства. Именно поэтому в 1939 году легко поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Хотел пойти по стопам отца-железнодорожника.

Но судьба повернулась иначе. Учеба парня прервалась, почти не начинаясь, в связи с выходом в сентябре 1939 года закона о всеобщей воинской обязанности, который предписывал обязательный призыв в армию молодежи с 18 лет, включая студентов. Так Иван Леопольдович очутился на службе в Монголии.

— В армии получил специальность военного водителя, — вспоминает Иван Лысаковский. — Управлять доверили грузовой машиной. На ней исколесил тысячи километров, сотни населенных пунктов. В кузове автомобиля возил взрывоопасные грузы — артснаряды.

А потом была Великая Отечественная война. Лысаковскому посчастливилось уцелеть под пулями, дожить до Великой Победы. В июне 1946 года он демобилизовался и уехал домой. Родная деревня встретила неприятностью: все домашнее хозяйство разграбили полицаи. В отместку за то, что семья ушла к партизанам. К счастью, родительский дом уцелел. Иван Леопольдович принялся за восстановление. Одновременно устроился заведующим библиотекой.

В МАЕ 1947-го молодого парня пригласили на службу в органы госбезопасности. Чекистам приглянулся достаточно образованный, простой и откровенный парень, к тому же фронтовик.

В первые послевоенные годы одной из задач спецслужб было уничтожение бандформирований. Именно на этот непростой участок работы направили молодого сотрудника.

— Бандиты получали подкрепление из-за границы. Решение о передаче функций борьбы с ними принималось органами госбезопасности на уровне правительства, — вспоминает ветеран КГБ.

Премудрости работы Ивану Леопольдовичу пришлось освоить буквально на ходу. Помогали природная смекалка, обстоятельность и стремление честно и добросовестно выполнять задания.

Спустя некоторое время молодой сотрудник идет на повышение. Его назначают оперуполномоченным и направляют на борьбу с вооруженными бандформированиями из Украины и Польши.

— Появилась «мода» забрасывать в Советский Союз агентов, — рассказывает Иван Леопольдович. — В основном это были выходцы из СССР, которые после войны по разным причинам оказались за границей. Вербовали их английские или американские спецслужбы.

В 1952 году чекисты уже несколько месяцев охотились за агентом из США. Он успел передать данные о стране, связался с бандой, с которой грабил. Банда наконец попадает в окружение, но лазутчику удается уйти.

Чекисты, догадываясь, куда пойдет агент, прибегают к хитрости. В водку, которую передали главарю для угощения, подсыпали снотворное. Преступник выпил ее и, ни о чем не подозревая, уснул. Так его сонного и привезли в Комитет госбезопасности.

— Иван Леопольдович, как удавалось узнавать о задумках и действиях шпионов? — поинтересовалась «БН» у генерала.

— Работали на упреждение, о грядущих «подвигах» на белорусской земле разного рода иностранных лазутчиков узнавали раньше, чем они могли натворить бед, — рассказывает Лысаковский. — Мы установили места нахождения многих главарей белорусского националистического подполья — активных пособников нацистских оккупантов. В те годы, встав на довольствие американской спецслужбы, так называемый президент БНР Николай Абрамчик и его подручный Борис Рогуля выступили в роли активных поставщиков агентуры.

В 1950—1953 годах благодаря усилиям белорусских чекистов выявлены и обезврежены американские агенты Филистович, «Дикий», «Морелли», «Козлов», «Джо», «Карл», «Фин», «Бен», Хмельницкий, Новиков, Лысенко. Некоторых из них затем привлекали к радиоиграм с американской разведкой.

В 1954 году Иван Лысаковский сменил военный френч на пиджак — стал контрразведчиком. С различными заданиями офицер, дослужившийся до начальника отдела внешней разведки БССР, побывал в США, Германии, Польше, Бельгии. Чаще всего задания были связаны с поиском и приобретением источников информации, сбором сведений о возможных внешних угрозах стране. О многих из них еще не пришло время рассказывать…

В 1971 году Иван Леопольдович получил телеграмму, из которой узнал, что теперь он генерал-майор:

«Уважаемый Иван Леопольдович! От имени коллегии Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР сердечно поздравляю вас с присвоением воинского звания генерал-майора. Выражаю твердую уверенность в том, что вы оправдаете это высокое доверие партии и правительства».

Под телеграммой стояла подпись Андропова.

И очень скоро последовало новое ответственное задание. В Японии на острове Окинава проходила всемирная выставка, посвященная защите Мирового океана, в которой участвовали более сотни государств, в том числе был открыт и большой советский павильон. КГБ использовал выставку для сбора информации. Возглавил разведгруппу Иван Лысаковский.

— Мы работали под прикрытием гидов-переводчиков, — вспоминает Иван Леопольдович. — Удалось установить очень хорошие дружеские отношения с генеральным комиссаром павильона США. Использовали свое пребывание там для получения сведений, которые интересовали нашу науку. Это, в первую очередь, вопросы, связанные с проблемами исследования Мирового океана с использованием глубоководных аппаратов. И нам удалось получить хорошие материалы.

В 1976-м Ивана Леопольдовича назначают первым зампредом КГБ БССР. А через три года он становится начальником высших курсов, где чекисты получают дополнительные навыки. Без малого 10 лет Лысаковский занимался воспитанием молодых сотрудников. В возрасте 67 лет ушел в отставку.

За безупречную службу генерал-майор награжден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I-й степени, Красной Звезды и 22-мя медалями, в числе которых «За боевые заслуги», а также нагрудным знаком «Почетный сотрудник госбезопасности», который среди чекистов считается высшей профессиональной наградой.

А недавно генерал удостоился еще одного звания — «Почетный ветеран». В этом году эта награда утверждена Республиканским советом Белорусского общественного объединения ветеранов. Пока только два ветерана КГБ заслужили такую высокую награду — за многолетнюю работу, патриотическое воспитание молодежи и активное участие в общественной жизни.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter