Обзор книг Юрия Станкевича «Бесапатам» и Кадзуо Исигуро «Безутешные»

Сны о чем-то странном


Юры Станкевiч. Бесапатам. 

Галiяфы, Мiнск, 2018.

Майстар антыўтопii i лiтаратурнай правакацыi Юры Станкевiч стварае для сваiх герояў безвыходныя ўмовы. Супраць чалавека — сонмы нейкiх чужынцаў, iншапланецян, разумных машын, карацей, варожая стыхiя. Праўда, раман «Любiць ноч — права пацукоў», з якога дваццаць год таму пачаўся ўсплёск чытацкай цiкавасцi да пiсьменнiка, выхад прапануе. Герой Данiла Прусак, чыю сястру забiлi, маёмасць адабралi, а хворага пляменнiка выкралi, пачынае самотнае змаганне супраць нахабных чужынцаў, што захапiлi горад. Чалавека нельга перамагчы, калi ў яго ёсць гонар i годнасць, i ён гатовы да апошняга абараняць сваё, не баючыся смерцi. Але гераiчнай рамантыкi не дачакаецеся. Усё вельмi жорстка, неэстэтычна, ну, як яно ў жыццi i здараецца. Дарэчы, раман напiсаны без кропак, так што ўвесь тэкст — суцэльны вялiкi сказ, споведзь–крык, якi не мае завяршэння. У кнiгу ўвайшлi лепшыя творы аўтара. Акрамя згаданага раману, гэта аповесцi «Апладненне ёлупа», «Лавец святла поўнi», «Бесапатам», а таксама некалькi апавяданняў. Анатацыя абяцае «напружаны сюжэт, алегарычнасць, прытчавасць, няпростыя, часам шокавыя сiтуацыi i развагi пра будучыню».

Кадзуо Исигуро. Безутешные. 
Москва, Издательство «Э», 2017.

Пожалуй, это самый странный роман недавнего нобелевского лауреата. Вместе с главным героем, мистером Райдером, приехавшим в некий город, мы погружаемся в вязкую сюрреалистическую атмосферу. Так до конца не поняв, то ли дело происходит в сновидении, то ли на том свете... Искаженная реальность довольно объемного произведения затягивает и взрывает мозг попыткой найти логику, коей нет. Город, названия которого мы не узнаем, отель, похожий на все старые отели. Герой встречается с людьми, каждый рассказывает свою длинную историю, эти истории переплетаются, в том числе с судьбой героя. Совершенно незнакомые поначалу люди оказываются старыми знакомыми — герой этого не помнит, но принимает. Ведь мелькают в голове какие–то обрывки воспоминаний... И все общо, условно, архетипично. Странное общество носильщиков, посвятивших жизнь возвышению своей профессии, журналисты, ведущие героя на холм с белым зданием наверху, мальчик Борис, который оказывается чуть ли не пасынком героя. Сюжет выстроен вокруг ожидания концерта, который должен дать в этом городе Райдер. Мы понимаем, что он известный пианист, но так и не услышим его игры. Зато увидим другого пианиста по фамилии Бродский — вроде он знаменит, но герой никогда о нем не слышал, хотя фамилия знакома. Бродский выходит на сцену сразу после того, как ему только что ампутировали поврежденную в аварии ногу, опираясь на гладильную доску. Герой ищет родителей, их должны привезти к нему с вокзала непременно в карете. Он уверен, что отец с матерью здесь, при этом мы понимаем, что они давно умерли. И вариант с потусторонним миром становится еще более возможным. В общем, если при всем этом роман читать не скучно, значит, Исигуро действительно мастер, ну а аллюзии с «Замком» и «Процессом» Кафки — так они на поверхности. Только что герой погружен в атмосферу всеобщего обожания, для контраста, наверное.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter