Совмина Минсельхозпроду поручено обеспечить внутренний рынок собственной недорогой и качественной крупой гречки

Снова гречишные грабли

На субботнем заседании Совмина Минсельхозпроду поручено обеспечить внутренний рынок собственной недорогой и качественной крупой гречки. Почему вдруг и снова?

Действительно, на полках магазинов нашу гречку найти трудно. В основном импортная. Что интересно: подорожание коснулось только крупы-иностранки. Если летом 800-граммовый пакет стоил максимум 1,9 рубля, теперь не менее 2,6—2,7. Белорусская гречка стоит не более 1,5 рубля, но ее днем с огнем не найдешь.



Ажиотажные разговоры вокруг любимой многими крупы появляются периодически, причем неожиданно и вдруг. Мы уже переживали «гречневый бум» в 2010 году.  Махинация с гречкой, которая случилась в России шесть лет назад, наверняка займет почетное место в рейтинге надувательств. Напомним, засушливым летом 2010-го по торговому велению и спекулятивному хотению стала гречка дефицитной и самой популярной среди круп. Повалил народ честной в магазины ею запасаться, и брали по три кило в одни руки. Этих золотых запасов у россиян были полны сусеки, мешки, банки и коробки. Гречку «хватали» не потому, что ее мало, боялись, что ее не будет завтра. Цены выросли в три раза, но гречка из магазинов исчезла. Вот только недолговечна спекулятивная страсть, и вскоре все встало на свои места, однако крупа не подешевела.

Этот ажиотаж бумерангом ударил и по белорусам, которые также смели всю гречку. Все вдруг страстно ее полюбили и при случае закупали килограммами. Дефицит крупы  вынудил сельхозпроизводителя увеличить посевные площади под эту культуру чуть ли не вдвое. По данным Минсельхозпрода,  в 2011 году собрали и хороший урожай: валовой сбор — 60 тысяч тонн против 25 тысяч в 2010 году. Государство  максимально увеличило закупочные цены: за тонну гречихи 1-го класса сельхозпроизводитель получал 2,9 миллиона рублей. Это намного превышало закупочные цены на такие культуры, как, скажем, продовольственные пшеница и рожь. С 2011 года страна вышла на самообеспечение этой крупой.

Нарастили, накормили и насытили население. Ежегодно посевы гречки практически не снижались. Но до тех пор, пока не упал спрос и склады не набились под потолок. Нет сбыта — опять плохо! Сельхозпроизводитель разочаровался в гречке.

В 2014 году случился к тому же неурожай, и примерно с этого времени цены на крупу снова стали расти. Потребителю это было не так заметно, поскольку производители уменьшали объем фасовки. Вместо килограмма в пачке стали продавать сначала 900 граммов, потом 800 граммов, сейчас уже встречаются фасовки и меньшего объема.

В этом году по сравнению с предыдущим посевы  гречихи сократились более чем в два раза: с 30 тысяч гектаров до 11,4 тысячи. При потребности внутреннего рынка 18 тысяч тонн в первом полугодии продано  8,4 тысячи тонн гречневой крупы. Минсельхозпрод увеличил максимальную закупочную цену до 3,9—4,7 миллиона рублей за тонну в зависимости от класса. Но крупы все-таки не хватает, почти все объемы закупают организации социальной сферы — комбинаты школьного питания, детские сады, больницы.

Поэтому Правительство вновь обратило внимание главного аграрного ведомства на насыщение рынка своей гречкой. На вчерашней планерке министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц поручил специалистам пересмотреть посевные площади на следующий год, чтобы обеспечить госзаказ по этой крупе не менее 27 тысяч тонн. На прилавках должна быть именно наша гречка! И конечно же, министр поручил продумать механизмы стимулирования сельхозпроизводителя. Вплоть до того, сколько надо добавить дотаций на килограмм.

В Минсельхозпроде не скрывают, что из-за климатических особенностей, малых посевных площадей обеспечить внутренний рынок только за счет гречневой крупы отечественного производства невозможно. Сегодня наш производитель не занимает и половины рынка.  Традиционно основные объемы ее импортируются из России и Украины. Цены на гречку поднялись и у наших соседей. В РФ средняя цена в пересчете на белорусские деньги достигает 2,5 рубля за килограмм. В Украине, откуда мы ее также импортируем, — 3,8—4 белорусских рубля.

Все в один голос утверждают, что наша гречка дешевая, а виновата во всем Россия, которая занимает половину мирового рынка этой культуры и зачастую сама диктует цены. Тягаться с ней непросто. Российский рынок перенасыщен, и компании ведут активную и агрессивную борьбу за рынки сбыта как внутри страны, так и вне. И у них это  неплохо получается, что подтверждает  ситуация на нашем внутреннем крупяном рынке. Цена, которую мы видим в магазине, — это цена импортера. Именно с этим связано, что магазины охотнее берут импортную крупу: установить торговую наценку на более дорогой товар им выгоднее.

Основной инструмент импортера для продвижения  излишков своей продукции  на соседние рынки — снижение цены. С таким механизмом не всякий потягается.  Многие помнят марку «Анкл Бенс», которая одно время была  «законодателем мод»  в странах СНГ, но в итоге ушла с рынка, не выдержав ценовой конкуренции. По сути, это демпинг, который  вкупе с хорошо спланированным  мерчандайзингом привлекает покупателя,  помогает укрепиться и  продвинуться на рынке крупяных изделий других государств. Основная арена борьбы за потребителя — магазины, где все методы, начиная от конкуренции в ценах и заканчивая удерживанием лучших мест на торговых полках, хороши. В чем мы воочию убедились за последние два года.

Но Минсельхозпрод все-таки заверяет нас, что беспокоиться совершенно не стоит: «Ничего страшного. Да, цены в последние месяцы подросли, но закупаться впрок и бояться того, что гречка пропадет, нет необходимости».

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter