Снова «газанули»

Тема цены на газ всплыла на прошлой неделе несколько  неожиданно...

Тема цены на газ всплыла на прошлой неделе несколько  неожиданно. Август на дворе, представители Беларуси и России еще только готовятся к обсуждению этого вопроса, до подписания контракта еще не близко… Однако на пресс-конференции Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Беларуси Александр Суриков свои предположения о цене на голубой углеводород высказал. И мнение посла было традиционно неутешительно: 200 долларов за тысячу кубометров — это минимум. 

Конечно, «газовые» цены — новость, которая последние несколько лет стабильно входит в топ-10 по популярности. Стоимость энергоносителей волнует всех: от банкиров, директоров и бизнесменов до обывателей и пенсионеров. И причины объяснять не надо. Другой вопрос: уместно ли озвучивать цены еще до начала переговоров? Ведь специфика взаимоотношений по поставкам топлива с «Газпромом» давно всем известна: пока не высохли чернила на контракте, информация об его условиях, позициях и предложениях сторон на переговорах не озвучивается в принципе — эти данные являются коммерческой тайной. Такой подход в обеспечении информационной безопасности принят и в «Белтрансгазе», и в «Газпроме». Поэтому заявление Александра Сурикова о 200 долларах за кубометр, мягко говоря, преждевременно. Возможно, его прогнозы и оправдаются. Но пока это не более чем прогнозы. 

Впрочем, история последних двух лет показала, что российский посол в своих прогнозах обычно высказывает самые мрачные предположения. Не исключено, что таковым является и его последнее «газовое» заявление. Возможно, ставшие традиционными выступления Александра Сурикова накануне обсуждения углеводородных поставок имеют под собой скрытый психологический расчет. И вполне понятно, что «Газпром» хочет получить побольше прибыли от каждого кубометра голубого сырья, а Беларусь, естественно, стремится максимально снизить цену. Вполне нормальный процесс. 

Другое дело, что конфликт с Украиной в конце 2005-го—начале 2006-го показал: газовый вопрос не только экономический, но и политический. И за его развитием пристально следит Западная Европа. И тут главное — переложить ответственность за любые неожиданности переговорного процесса на «противоположную» сторону. Видимо, уже началась информационно-психологическая подготовка белорусско-российских переговоров в этом году. Александр Суриков называет высокую цену за газ — не менее 200 долларов, белорусская сторона пытается доказать справедливость 140… И тут приезжает руководство «Газпрома» и соглашается на 160 или 170 долларов за кубометр. После «дорогого» газа российского посла эта цена выглядит более чем приемлемой. Хороший эффект, рассчитанный на иностранного потребителя новостей: мол, неблагодарные покупатели газа — им пошли на уступки, а они не понимают такого «благородства». 

Несомненно, выступление Александра Сурикова прошло по каналам международных новостных агентств. И в Западной Европе аналитики и экономисты уже пометили себе в блокнотах предполагаемую цену на газ для Беларуси в следующем году. 

Впрочем, все вышеизложенное только предположения. А цифры газового контракта спустя некоторое время подтвердят или опровергнут их состоятельность… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter