Снова «двойка»?

Николай Запрудский: Не спрашивайте ребенка «Что ты сегодня получил?»

Ребенок, не успевающий в школе, зачастую не реализовывает себя и во взрослой жизни

Многие еще помнят школьные переживания по поводу незаслуженной или, напротив, вполне заслуженной низкой отметки, как прятали дневники от родителей или самостоятельно вносили туда «правки». Впрочем, с тех пор мало что изменилось. Сегодня школьники, может быть, меньше, но также болезненно относятся к учительским «автографам» и родительской реакции на них: «Неужто ты у меня глупее других?!» Что ж, школьная отметка значила и значит много. Но возможно ли, лишив ее оттенка «приговора», взглянуть на нее по-новому? Возможно, убежден заведующий кафедрой педагогики и философии образования Академии последипломного образования Министерства образования Николай ЗАПРУДСКИЙ (на снимке).

— Я хочу сразу уточнить, что оценка и отметка — разные вещи, поскольку последний показатель всегда имеет балльное выражение, а первый — не­обязательно. Впервые о безотметочном обучении, но с оценкой стал говорить еще советский психолог Шалва Амонашвили. Уча детей в начальной школе, он задумался над тем, какой стресс получает ребенок вместе с низкой отметкой. А ведь этому ребенку еще учиться и учиться!

К счастью, в нашей стране на протяжении нескольких лет этот опыт на уровне младшей школы работает и приносит свои плоды. Есть и другие, на мой взгляд, положительные нововведения. Например, уже теперь в 3-м классе, а в следующем году и в 4-м вводится безотметочное обучение по 4 дисциплинам: изобразительному искусству, музыке, физкультуре и трудовому обучению. Скажем, двое детей нарисовали рисунки, за которые один получил «пятерку», а второй «десятку». Почему? Ведь первый, возможно, стал рисовать лучше, чем раньше, а может, его видение предмета отличается от учительского?! Для таких дисциплин сложно установить четкие критерии. Если речь идет, например, об умножении в пределах сотни, вопросов не возникает: выполнил задание правильно — получил высокую оценку и, возможно, отметку. Здесь же ситуация иная.

— Николай Иванович, за ваш педагогический стаж, а это, насколько я знаю, более 30 лет, задумывались ли вы над несовершенством существующей модели определения уровня знаний ребенка?         

— Я выделил для себя ряд минусов традиционной системы выставления отметок. Так, она не всегда показывает реальный уровень знаний. Почему? Опросить за урок весь класс из 20 человек нереально. Как рассуждает школьник? «У меня три отметки, а у Петьки одна, значит, вызовут не меня». Отсюда вывод: при традиционной системе оценивания дети нерегулярно выполняют домашние задания.

Опрос учащихся у доски не дает объективной информации о том, как учащиеся класса усвоили учебный материал. Вызвал учитель 3—4 ребят, оценил их знания, объяснил ошибки. Но ведь он не знает, как остальные поняли материал урока. И в результате следующая тема, которая идет в цепочке с предыдущей, может быть ими не совсем понята. Кроме того, на эти 20 минут, когда идет опрос, приходится пик нарушения классной дисциплины. Потому что учеников, которые выступают у доски, мало кто слушает. Зачем остальным слушать, да еще и в худшем исполнении то, что рассказывали на вчерашнем уроке?

Допустим, за какой-то период ребят равномерно опрашивали, в завершении темы прошла контрольная работа. По ее итогам — работа над ошибка­ми. Но можно ли за
10 минут, которые она ведется, устранить образовавшиеся в течение месяца-двух пробелы в знаниях?

Есть и еще одна проблема традиционной отметки: она зачастую используется как метод давления, и это травмирует ребенка. А дети, которые видят, что они постоянно неуспешны, с этой неуспешностью и идут по жизни. Такие люди привыкли, что их недооценивают, они ничего в жизни не достигают. И отсюда многие социальные проблемы. Ребенок, получающий в школе низкие отметки, зачастую реализовывает себя в плохих компаниях, в которых его оценивают лучше, чем на уроках. Хорошо, если ребенок реализует себя, например, в центре детского творчества и так далее. Неуверенность в себе, дискомфорт может приводить и к нервным срывам, конфликтам с родителями и учителями.

— Выходит, что традиционное отношение к отметкам не выдерживает критики, и хорошо, что наступают перемены. Появляются новые формы работы — самооценка, взаимооценка, которые могут завершиться отметкой. Такая форма работы дает возможность ученику почувствовать свою значимость в глазах педагога.

— Важно, что ученик из субъекта становится объектом оценочной деятельности. Для этого его нужно вооружить инструментарием, то есть дать критерии оценки, объяснить, на что педагог будет обращать внимание. А ведь это зачастую для ученика — тайна за семью печатями. Какое задание он получает на дом? Параграф 13, номера 28—29. А каковы критерии правильного выполнения? Что будет оцениваться на следующем уроке? Зачастую это не расшифровывается. Если же критерии известны, то они выступают ориентиром для учащихся, знания ребенка может проконтролировать родитель. При этом важно, чтобы взрослые при контроле обращали внимание в первую очередь на то, что сделано правильно, что соответствует критериям. Учить и воспитывать нужно на позитиве.

Но что такое критерии? Например, в автошколе во время вождения вам говорят: «Смотри, припаркуйся правильно!» А что значит правильно? Другое дело если вам говорят: «Припаркуйся так, чтобы въезжать задним ходом, чтобы, когда ты остановишься, твоя машина оказалась на метр от находящейся сзади, а до бордюра оставалось
20 сантиметров». Вот это и есть критерии, то есть инструмент установления с учеником обратной связи, совместная оценка того, что сделано верно, а что требует уточнения, дополнительной работы.

В целом нужно менять отношение родителей к достижениям ребенка. Нельзя встречать его вопросом: «Что ты сегодня получил?» Нужно интересоваться: «Чему ты сегодня в школе научился? Понравилась ли тебе твоя работа? Какие были трудности и как ты думаешь их преодолевать? Что тебя больше всего удивило или заинтересовало?» Если идет ориентация на отметку, ребенок сделает так, чтобы ее получить, например спишет, схитрит. Так воспитывается ложь, лицемерие, безответственность.

— Недавно в гимназиях Молодечно и Микашевичей реализовывался проект по внедрению системы активной оценки. Что это такое?

— Система активной оценки зарекомендовала себя во многих странах мира, в том числе в соседней Польше. В Беларуси в течение двух лет в названных вами гимназиях при поддержке Академии последипломного образования осуществлялся проект по внедрению инновационной модели контрольно-оценочной деятельности учителя и учащегося. По результатам реализации проекта мною и директором гимназии № 6 г. Молодечно А.И. Ярошевич подготовлены рекомендации, выработанные на основе опыта инновационной деятельности. После их утверждения в Минобразования они помогут другим учреждениям образования перенять данный опыт.

Активную оценку можно определить как стратегию обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть, понимать свои успехи (и радоваться им), неудачи (и устранять пробелы), овладевать процедурами оценки и взаимной оценки, управлять собственным учением. Важно отметить, что активная оценка не исключает балльное оценивание, то есть выставление отметок.

При реализации системы активной оценки между учителем и учеником формируются иные отношения, можно сказать, разговор ведется на равных. Например, вместо того, чтобы сказать ребенку: «Попробуй развить эту мысль» (и возможного ответного вопроса: «Как это сделать?»), можно сказать: «Скажи, как изменится процесс, если… »; вместо: «Обрати внимание на отмеченные мною ошибки» (и возможного вопроса: «Мне на них только посмотреть?») — «В твоей работе есть ошибки. Как ты думаешь, чем они вызваны и как ты от них можешь избавиться?»

Такой диалог, а также возможность самооценки и взаимной оценки, как на первый взгляд ни удивительно это звучит, — хорошее лекарство от косноязычия. Ведь его корни совсем не в новых системах оценки знаний, например тестировании. Известный российский педагог Т.И. Шамова подсчитала, что при традиционной системе обучения ребенок за все 11 лет учебы говорит лишь 36 часов! Отсюда вывод: надо дать детям больше возможности работать в парах, группах, проектах, совместных исследованиях, чтобы они взаимодействовали и общались. Эти ценные качества пригодятся им и в последующей жизни. 

-------------------------------------

Отметка или знания?

Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками или что вы сами несколько преувеличиваете их ценность, воспользуйтесь советами психолога.

Совет № 1.

Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие отметки.

Совет № 2.

Если у ребенка не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков. Успокойте его и объясните, что вы будете любить его независимо от отметок, которые он получает.

Совет № 3.

Зачастую родители переживают из-за плохих отметок и замечаний учителя гораздо больше самого ученика. Не забывайте, что отметка часто субъективна. Постарайтесь не драматизировать школьные неудачи. Напротив, поддержите ребенка и постарайтесь вселить уверенность в то, что в следующий раз у него все получится.

Совет № 4.

Если ребенок старается и прилагает много усилий, не скупитесь на похвалу. Даже если это не завершится высокой отметкой, он будет знать, что вам важны его старания и желание учиться. При этом не сравнивайте его успехи с успехами других ребят. Сосредоточьтесь на том, как он вырос по сравнению с самим собой прежним, чему новому он научился.

Совет № 5.

Не стоит слишком восторгаться наивысшими баллами и «убиваться» из-за низких. Не забывайте, что ребенок в первую очередь идет в школу за знаниями.

Совет № 6.

Будьте примером. Если мама — перфекционист, то и ребенок может вырасти с «синдромом отличника». Не стесняйтесь признаваться в своих промахах и неудачах. И демонстрируйте при этом здравое отношение к проигрышу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter