Будут ли в Минске сносить старые пятиэтажные дома?

Сносу им не будет

По примеру Москвы избавляться от хрущевок у нас пока не планируют

Проходная комната, совмещенный санузел, крохотная кухня. В конце 1950-х — начале 1970-х годов такие квартиры решали проблему острой нехватки жилья для быстро растущего городского населения. Сейчас они кажутся несовременными, в них мало света и воздуха. В России с хрущевками не церемонятся, пуская их под бульдозер. А как у нас? Планируют ли избавляться от таких домов по примеру соседей? 

Современные высотки пока не вытесняют хрущевки

Сравнивать жилфонд в нашей стране с московским некорректно, уверен главный конструктор РУП «Институт Белгоспроект» Сергей Березовский. В Москве под снос идут другие хрущевки, которые стали строить намного раньше, чем у нас. Под снос идут те здания, которые проще снести, чем отремонтировать. В Минске таких нет. А четырех- и пятиэтажные крупнопанельные дома и дома со стенами из крупных силикатных блоков, возведенные в 60-70-х годах прошлого столетия, находятся на сегодняшний день в удовлетворительном состоянии и могут эксплуатироваться еще не один год. 

— Конструкции таких зданий крепкие и надежные, варочные соединения сохранились в хорошем состоянии, даже бетон набрал прочность за эти годы — перечисляет плюсы главный конструктор. — Единственное, что вызывает нарекания — это совмещенные покрытия и наружные стены, которые по своим теплотехническим характеристикам не соответствуют нормативному сопротивлению теплопередачи на сегодняшний день и требуют доутепления. Но и эти проблемы решаемы. Самый эффективный вариант для так называемых хрущевок — капитальный ремонт. Решение о его проведении принимается в конце минимального срока эксплуатации дома, а это 50 лет с момента постройки. После капремонта жить в таких домах можно еще 50 лет. До следующего капремонта. Сносить такой жилфонд нет необходимости.

Претенденты бывают и другие


Да и нецелесообразно. Директор Института жилища — НИПТИС им. Атаева С.С. Владимир Пилипенко недавно приводил пример: снос одного квадратного метра жилья обходится в 40—60% стоимости нового. В Беларуси же более 2500 хрущевок, их общая площадь — около 10 миллионов квадратных метров. В Минске — почти 1000 общей площадью около 3 миллионов «квадратов». Вот и считайте… 

А чего считать, если в стране есть и куда более проблемный жилфонд. Имею в виду дома в 1—3 этажа с деревянными перекрытиями, построенные в 1956—1962 годах. Уж с ними точно нужно что-то делать. Вспоминаю улицу Нововиленскую в Минске десятилетней давности — с ее малоэтажной застройкой. Тогда в одной из трехэтажек я и жила. После того как квартиру пару раз затопили соседи, а из-за сырости деревянных перекрытий пришлось отключать электричество, съехала оттуда не задумываясь. Но потом долгое время вспоминала соседей, вынужденных выживать (по-другому и не скажешь) в этих двух- и трехэтажных домах. Дома с деревянными перекрытиями — вот главные претенденты на снос. Их и демонтируют. Сейчас на месте этих, пусть и реконструированных, но бараков стоят высотки. Так город поступательно реализует программу эффективного использования внутригородских территорий, говорят в комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома. 

Конечно, есть проблемы и с хрущевками. Но они решаемы капитальным ремонтом. В таких домах в местах общего пользования устанавливаются новые окна, ремонтируется крыша, меняются входные двери. А еще реконструируются системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, меняются газовые колонки, устанавливаются автоматические системы контроля и регулирования этих коммуникаций. 

Термошубу наденут «по показаниям»


Правда, в этом перечне нет сейчас утепления фасада. То есть термошубу на дом уже не наденут, только «по показаниям». Если в квартире, скажем, промерзают стены и специалисты подтвердят это, жилье утеплят. Если утепление проводится по желанию хозяина квартиры, то за работу придется заплатить: ему предложат оплатить толщину утеплителя и слой штукатурки.

В этом году капитально отремонтируют 414 домов: на 118 объектах работы ведутся с прошлого года, на 296 ремонт начнут в 2017-м, приводит цифры главный инженер ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Игорь Гончарик. 

Знаю, что еще одно решение жилищного вопроса без сноса пятиэтажек — их модернизация или надстройка мансарды. Модернизация оказалась дорогим удовольствием. Оно и понятно: во время ее увеличивался метраж комнат, разделялся санузел, балконы заменялись на застекленные лоджии, причем даже на первых этажах, где балкона никогда не было. 

На мансарду — по согласию


Что касается надстройки мансарды, то отношение к такому решению проблемы неоднозначное. 

— Одно время на строительство мансарды выделялись средства из капитального ремонта, — объясняет Игорь Гончарик. — Сейчас все затраты ложатся на застройщика — от разработки проектно-сметной документации до строительства дополнительных электросетей. Кроме того, за свой счет он должен организовать парковочные места, благоустроить придомовую территорию. Поэтому и желающих не так много. 

На надстройку мансарды жильцы пятиэтажек соглашаются неохотно

Немного их, как мне кажется, не только из-за дороговизны строительства. Как правило, квадратный метр мансарды стоит почти столько же, сколько в новых домах. А еще и потому, что надстроить пару этажей можно лишь с согласия 51% собственников жилья. Получить его, как показывает практика, не так просто. Поэтому и программа по мансардному строительству, подписанная в 90-х годах, реализована в единичных случаях. 

Еще один плюс пятиэтажек, правда, уже для их жильцов. В техническом обслуживании такие дома менее затратны, чем, например, в девять этажей. За счет отсутствия лифта, мусоропровода и незадымляемых лестниц, перечисляет Игорь Гончарик. А это, как ни крути, меньшая сумма в квитанциях об оплате коммунальных услуг. 

Риелторы также не видят смысла в сносе хрущевок. Пока в Москве на них растет спрос, а вместе с ним и цены, в Минске это жилье — самое популярное на вторичном рынке. Небольшие, следовательно, не очень дорогие квартиры можно найти практически в любом уголке страны. Обзваниваю несколько агентств по недвижимости. Общая картина такова: интерес к такому жилью есть. Главная причина — его невысокая стоимость из-за малого метража. А еще — привлекательность инфраструктуры. Ведь в старых районах (а где вы еще купите хрущевку?) есть своя прелесть. Детские сады, школы, магазины, службы быта, развитая транспортная инфраструктура. А еще много деревьев, чистый воздух и соседи, которых знаешь в лицо...

КСТАТИ

В Москве сносят дома первого периода индустриального домостроения определенных серий — панельки с тонкими перекрытиями. Реконструировать их невозможно из-за технологий, которые использовались при строительстве. Например, первая серия панелек К-7 имела такую простую конструкцию, что могла строиться всего за 45 дней. При этом на монтаж коробки здания уходило всего 15 дней, остальные — на отделку.

misnik@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter