Что мешает самому крупному в Могилеве кооперативу решить судьбу ветхих и разрушенных гаражей

Снос не дорос

Гаражный кооператив «Спутник-2008» в Могилеве — один из самых старых и при этом самый крупный. Строиться он начал еще в конце 1970-х годов. Чтобы получить здесь место, каждый из счастливчиков должен был заключить договор с Могилевским горисполкомом. Сегодня на участке в 22 гектара — более пяти тысяч гаражей. Правда, в состав кооператива входит меньше половины их владельцев. Мало того, часть строений и вовсе выглядят, как пережившие бомбежку. Попытки руководства кооператива как-то решить судьбу ветхих зданий и в целом навести порядок в «автогородке» успехом не увенчались. Что тормозит благоустройство «Спутника-2008»? Что нужно предпринять, чтобы кооператив стал современным, удобным и, самое главное, безопасным?

За годы многие гаражи обветшали.

Все начать с нуля

Могилевчанка Светлана Хамрителева гаражный кооператив возглавила десять лет назад. По сути, само товарищество тогда же и появилось. И объединило около 500 реальных собственников. Сегодня их — почти в пять раз больше. Но это, пожалуй, единственный плюс в молодой биографии кооператива. Пока, кроме сбора взносов, решения локальных проблем и оперативных задач, ему особо похвастать нечем. А вот проблем много. Одна из главных — санитарное состояние территории. Больше всего его портят кирпичные развалюхи, стихийные мусорные свалки, отсутствие освещения на многих улицах гаражного «городка». Актив товарищества признает: исправить имеющиеся недочеты в одиночку им просто не под силу. Светлана Хамрителева предполагает:

— Судя по отдельным документам, которые сохранили нынешние члены сообщества, некий кооператив здесь существовал и раньше. Но официально никаких данных об этом городские власти нам так и не предоставили. По сути, «Спутнику-2008» работу начинать пришлось с нуля.

Как вписаться в нормы?

У юриста товарищества Виктора Антонова тоже наболело:

— В какую бы сторону ни двинулись, везде — тупик. Например, те же площади кооперативу были выделены без строительного проекта, а сейчас требуют его составить. Дело не только в том, что это немалые расходы. Мы консультировались со специалистами, и они в один голос твердят: проект составить можно, но кто его утвердит? Нарушения видны даже невооруженным глазом — например, проезды намного уже, чем того требуют современные нормы: случись возгорание — пожарная машина не развернется. Нет ограждений. А как их, спрашивается, установить? Выездов-выходов из гаражного кооператива множество, шлагбаумами все не перекрыть. 

Виктор Иванович не скрывает: поиски хозяев гаражей тоже превратились в настоящий квест. Сегодня во вновь составленном списке есть владельцы из Литвы и Америки, Германии и Израиля, России и Австрии. Кто-то, узнав о новой инвентаризации, объявился сам, кого-то помогли разыскать соцсети или другие собственники. Тем не менее на карандаш взяты далеко не все. Даже из известных к сему дню владельцев не каждый захотел «организоваться» и вступить в товарищество. В итоге и банальный субботник организовать трудно. Светлана Владимировна признает:

— Товарищество наняло одного дворника, но ему не по силам убрать огромную площадь. Потому на общем собрании было решено: каждый будет следить за порядком на участке от своего гаража до середины дороги. Одни следуют этому правилу, другие — нет. Заставить же мы никого не можем: для этого у нас нет никаких рычагов. 

К слову, первичные договоры с гор-исполкомом момент содержания владельцами гаражей близлежащих участков в чистоте и порядке тоже предусматривали. Но если даже всех владельцев недвижимости не установить, то как требовать выполнения договоренностей? Тем более что воды с тех пор утекло немало: сегодня даже страна, в которой живем, другая. 

У гаражного кооператива нет строительного плана, есть только выкопировка.

Пути решения

Виктор Антонов обозначил еще один серьезный препон, который мешает привести все к одному знаменателю:

— Переданная нам территория состоит из участков, выделенных гражданам в индивидуальное пользование и не изъятых. То есть по своему усмотрению распоряжаться мы ими не можем. Не имеем права и сносить бесхозные развалюхи, но штрафы при этом нам выставляются. А все текущие расходы, напомню, берет на себя меньшая часть владельцев недвижимости в «Спутнике-2008».

В ситуации с настоящим и будущим гаражного кооператива разбираться пришлось и сотрудникам Комитета госконтроля по Могилевской области. Начальник управления контроля за работой отраслей хозяйства Дмитрий Захаров признал, что счет разрушенных или полуразрушенных строений здесь идет на сотни:

— Четыре года назад КГК поднимал эту тему. Однако принятые местной властью и кооперативом меры должного результата не дали.

Что мешает навести порядок в проблемной зоне? Кроме утраченного пакета первичных документов, это еще и отсутствие алгоритма действий. Нет в Могилеве и наработанной практики по прекращению прав на имущество заброшенных гаражей. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов стоимость самого проекта по сносу разрушенной недвижимости. Есть ли вообще пути решения? Дмитрий Захаров считает, что да. Первым делом бесхозные гаражи необходимо признать таковыми официально. Решить проблему можно, в том числе через суд, делегировав городской власти право распоряжаться этой коммунальной собственностью. 

Контролеры также обратили внимание на несовершенство правового регулирования деятельности гаражных кооперативов в целом. «Например, если владелец гаража не хочет вступать в кооператив, его нельзя к этому понудить. То есть взносы человек не платит, а общим имуществом пользуется. Кроме того, не урегулирован порядок получения кооперативами сведений о прекращении права собственности на гараж, смерти владельца или признании его умершим, недееспособным, безвестно отсутствующим и так далее», — Дмитрий Владимирович отметил, что закон должен оговаривать и меры ответственности владельцев гаражей, которые недобросовестно выполняют свои обязанности по их содержанию. Эти и другие предложения по совершенствованию основ существования гаражных кооперативов контролеры направили в вышестоящие инстанции. 

Глава администрации Ленинского района Могилева Виктор Лавринович тоже не скрывает: судьба «Спутника-2008» власти небезразлична. И движение к изменению ситуации есть: на территории кооператива установлены мусорные контейнеры, заключен договор на вывоз отходов со «Спецавтопредприятием». На субботники по наведению здесь порядка выходили в том числе сотрудники администрации. Но главная загвоздка — в освобождении площади товарищества от бесхозных развалин. Прежде всего этот вопрос предстоит решить в юридическом аспекте. Виктор Лавринович уверен: «Чтобы расставить точки над «i», нужно консолидировать все силы. Междоусобицы или взаимные обвинения делу точно не помогут. Недавно мы встречались с активом гаражного кооператива и наметили совместный план работы. Хочу сказать, что власть, со своей стороны, всегда готова оказать помощь руководству «Спутника-2008». 

Старший помощник прокурора Могилевской области Андрей Караченко при этом уточнил: к сносу аварийных гаражей можно будет приступить тогда, когда их признают коммунальной собственностью. Механизм уже запущен: «Могилевский горисполком готовит такие материалы для подачи в прокуратуру. На втором этапе будет рассмотрен вопрос о подаче соответствующих исковых заявлений в суд». Теперь очередь — за практической составляющей.

markova@sb.by

Фото автора и из архива гаражного кооператива «Спутник-2008»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter