Снижайте градус

О пивоваренной отрасли

Если для большинства слово «пиво» прежде всего ассоциируется с выходными и отдыхом, медики и милиция, оперируя статистикой, приводят свой синонимический ряд. В первую очередь это алкоголь, который ведет к различным негативным медицинским и социальным последствиям. Беларусь и так уже который год входит в малопочетную первую десятку стран, где на душу населения больше всего «употребляют». Поэтому возникает дилемма: как не погубить вполне успешную пивоваренную отрасль, с одной стороны, но не допустить алкоголизации населения — с другой? На днях за «круглым столом» обсудить понятие социальной ответственности собрались топ–менеджеры ведущих пивзаводов, представители власти и организаций торговли и услуг.


Вот парадокс. В Бельгии и Германии редко кто из мужчин обходится в день без кружки пива. И пивовары там не знают нужды. А у нас пивоваренные компании вынуждены лавировать среди запретов и строгих указаний. Почему? Пиво у нас действительно воспринимается как способ хорошенько расслабиться с друзьями, снять стресс, а не как атрибут неторопливой беседы в приличном пабе. Многие до сих пор так и не нашли грани между употреблением и злоупотреблением. Кто несет ответственность? Конечно же, пивовары,  которые провоцируют, уверены представители государственных органов. Ладно бы рекламировали качество продукта, так непосредственно «пивной» образ жизни. Вот только выбор «пить или не пить», да и выбор, что, собственно, пить, мы все–таки делаем сами.


На культуру потребления, несомненно, повлиял и закон, запрещающий распивать пиво в публичных местах. Есть даже мнение, что за него больше ратовали не правоохранительные органы, а представители ресторанного бизнеса. Оно и понятно. После вступления закона в силу им отчасти удалось переманить к себе тех, кто раньше пил пиво на улице. Директор одного из популярных минских пабов рассказал, что молодежь раньше распивала пиво прямо на парапете у его заведения. Сейчас, понятно, — ни–ни. Часть ребят переместилась в бар. Но много ли? У пивоваренной отрасли нашлись на этот счет показательные цифры. В общей структуре потребления пива в нашей стране на долю ресторанов и пабов приходится не более 5 процентов. Тогда как в других странах эта доля порой в 12 раз (!) больше. Видимо, одна из причин, почему люди, особенно молодежь, не идут пить пиво в приличные заведения, в ценах. Стоимость пива магазинного и пива в кафе–ресторанах порой отличается в несколько раз. Скажем, полулитровая бутылка нефильтрованного белорусского пива премиум–сегмента в «маркете» стоит около 3,5 тысячи рублей. В кафе — до 10. Переплачивать? «Да ну!» — скажут некоторые. Лучше пойти на лавочку, подальше от милицейских глаз, и злоупотребить уже там. Только вот шатающаяся с бутылками развязная молодежь — это пиву самая настоящая антиреклама.


О социальной ответственности, впрочем, стоит задуматься не только государственным и частным пивоварням, но и торговле. Начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законности правовых актов Генеральной прокуратуры Павел Родионов вспомнил интересную историю. Несколько лет назад на центральной площади Толочина вокруг киоска кучковалась дюжина подростков, каждый с полуторалитровой бутылкой пива в руках. Где купили? Понятное дело, далеко им ходить не пришлось. Продавца привлекли к ответственности, вызвали родителей мальчишек. Да, наверное, большинство из них затем все–таки найдут альтернативные варианты, где выпить, но почему многие продавцы, несмотря на табу на продажу пива подросткам до 18 лет, спустя рукава относятся к своим обязанностям? Дело в менталитете? В безразличии? У моего двоюродного брата в США при покупке спиртного в магазине паспорт спрашивают до сих пор, хотя на двадцатилетнего он совсем не похож...


Допускаю, нести социальную ответственность для пивоваренных компаний — та еще задача. Ведь главной целью любого бизнеса, в том числе и пивного, является прибыль. Но нужно искать компромиссы. Любопытную информацию я услышал от генерального директора ОАО «Криница» Григория Петкевича. Время, по его словам, заставляет снижать обороты: в новых сортах пива значительно уменьшен процент алкоголя. Маркетологи отмечают, что пиво крепкое уже не в моде. Кстати, в Чехии, например, пиво обычно не крепче 3 — 4 градусов. Похоже, и у нас культура медленно, но верно растет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter