Формула-1. Гран-при Эмилии-Романьи. Квалификация

Снисхождение к чемпиону

Первый европейский этап сезона чемпионата Формулы-1 начал вчера отсчёт своего времени на легендарной итальянской трассе в Имоле. Выпавший на долю этого автодрома новый экспериментальный формат предусматривал пятничную квалификацию и последующую затем спринтерскую субботнюю гонку. И в довольно сложных климатических условиях более удачливым в борьбе за поул оказался Макс Ферстаппен. 


Моросящий, то усиливающийся, то ослабевающий дождик, ставил перед командами и гонщиками экстремальные задачи. Достаточно сказать, что время этой квалификации значительно превысило предусмотренный регламент. А по количеству красных флагов, которые 5 раз прерывали упорную борьбу за поул-позишн, она стала рекордсменом. 

Противостояние лидера чемпионата Шарля Леклера («Феррари») и действующего чемпиона Макса Ферстаппена («Ред Булл»), главных кандидатов на победу в квалификации, на последних минутах достигло максимального накала. И удача больше способствовала голландцу, чем монегаску. Впрочем, не обошлось и без маленьких хитростей, которые при всей своей очевидности лукавства со стороны Макса не нашли должного отражения в решениях судей. Будь на месте Ферстаппена, скажем, Льюис Хэмилтон или тот же Шарль Леклер, вряд ли бы стюарды были столь же снисходительны к ним, как это случилось на этот раз в Имоле по отношению к голландскому пилоту. 

После скандальных событий финального этапа в прошлом году в Абу-Даби и долгих разбирательств с персональными выводами, казалось, что подобная опасная тенденция прекратила свое существование. Как бы ни так! Ради сохранения интриги чемпионата, а может и просто из особого отношения к действующему чемпиону, руководство гонки вновь вступило на сомнительный путь потворства Максу Ферстаппену. И по этой причине создаётся впечатление, что без помощи судей голландцу уже и не справиться с неожиданным лидерством «Феррари» в этом сезоне. Для тех читателей, кто не заметил этих сомнительных моментов или просто не успел посмотреть гонку по ТВ, напомню, в чем суть дела. 

Что позволено Юпитеру… 

«Quod licet Jovi, non licet bovi» - так в оригинале на латыни звучит знаменитая фраза из Древнегреческой мифологии. И переводится она следующим образом: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Применительно к нашей конкретной ситуации её можно интерпретировать так: что Максу Ферстаппену сходит с рук, то другим вряд ли простится. 

В третьем сегменте судьям пришлось трижды прибегать к активации режима красных флагов. И в такой ситуации одна удачная попытка могла решить судьбу поула. Впрочем, так оно и произошло. 

Сначала Кевин Магнуссен, своей остановкой в гравии, прервал быстрый круг соперникам. А затем, когда по итогам единственного удачного круга Шарль Леклер возглавил протокол, а Макс Ферстаппен был вторым, неожиданно для всех съехал с трассы и запарковал на траве свой отказавшийся ехать болид Вальттерри Боттас. Этим финский гонщик вызвал появление сначала желтых флагов, а затем и красных. 

А поскольку Макс Ферстаппен ехал вслед за финским вице-чемпионом, то ему первому и довелось увидеть перед собой желтый флаг, а затем еще и стоявшую у обочины в опасной близости к трассе машину «Альфа Ромео» Боттаса. 

Впрочем, это не помешало голландцу показать лучшее время прохождения круга, которое и обеспечило ему поул. Как такое могло произойти без нарушения правил? 

Ведь согласно регламенту, который был дополнительно опубликован перед этим уик-ендом в виде указаний руководителя гонки Нильса Виттиха, «в случае одинарного желтого флага пилоты должны сбросить скорость и быть готовы изменить траекторию. При этом снижение скорости должно быть очевидным – на соответствующем секторе следует раньше начать торможение или заметно сбросить темп». 

При изучении данного инцидента судьи почему-то посчитали, что слегка приподнятая голландцем на пару секунд нога с педали газа в зоне желтого флага – это было достаточно для правильной интерпретации регламента. Хотя логичнее было бы предположить, что проезжая мимо остановившейся на обочине машины, Ферстаппен должен был бы ЗАМЕТНО сбросить скорость. А так получилось, что потеряв какие-то доли секунды в опасной зоне, обозначенной желтым флагом, Макс тут же взвинтил скорость и проехал затем свой зачетный круг быстрее, чем предыдущий. В это же время никому другому, ехавшему следом за Максом, сделать этого не удалось. 

Поул после дополнительного обсуждения у стюардов остался за Максом. 

Но это не всё. Когда режим красных флагов был закончен, гонщики отправились на завершающую попытку, поскольку оставалось еще 2.58 минуты третьего сегмента. Макс Ферстаппен и здесь отличился. 

Понимая, что любой инцидент на трассе гарантирует ему поул, поскольку не позволит соперникам улучшить результат, пилот «Ред Булл» поспешил первым выехать из боксов, чтобы занять место лидера у сигнала светофора на выезде с пит-лейна. Ферстаппен так торопился, что едва не уехал с еще не снятым с правого переднего колеса кожухом и едва не столкнулся с выезжающим из соседних боксов Шарлем Леклером. Именно перед монегаском Макс должен был занять место, чтобы помешать пилоту скудерии улучшить свое время. 

Но и это ещё не всё. Уже стоя у светофора, Ферстаппен еще раз отличился. Когда зажегся зеленый огонь, голландский чемпион поехал не сразу, решив подождать несколько секунд. Время работало на него. Увидев это, Шарль Леклер попытался объехать пилота «Ред Булл» справа. Но не тут-то было! Ферстаппен, ожидая такой маневр, тоже тронулся с места и резко вывернул руль своей машины вправо, перекрыв движение болида «Феррари». А затем преспокойно вернулся на траекторию и продолжил свою попытку. Подобное опасное вождение на пит-лейне должно было быть наказано. Но судьи даже не обратили на это внимание. Хотя не среагируй Леклер вовремя на подобный жест голландца, и аварии не миновать. Правда, легкой, поскольку скорости были слишком малы. Но достаточной       для того, чтобы не ехать на финальную попытку. А это было на руку именно Ферстаппену. Ведь фактически на тот момент он возглавлял уже протокол, улучшив свое время несмотря на желтые флаги. 

В отсутствие лидеров 

Когда пилоты все же выехали затем на трассу, то завершить быстрый круг они все равно не смогли. Финальный, 5-й по счету красный флаг появился после контакта с отбойниками машины Ландо Норриса. В итоге сессию решено было уже не возобновлять. Правда, пилот «МакЛарен» имел на тот момент 3-е время в протоколе, и поэтому он будет стартовать в сегодняшней спринтерской гонке на 3-й позиции. 

Вместе с ним на втором ряду стартового поля будет Кевин Магнуссен. Датчанину таки удалось выбраться из гравия, проявив мастерство и находчивость. И показанный им 4-й результат – пока что лучший в его карьере и истории команды «Хаас». 

Дождевая лотерея, в которую превратилась квалификация из-за переменных осадков и красных флагов, позволила отличиться Ферннадо Алонсо («Альпине») и Даниелю Риккиардо («МакЛарен»). Они будут иметь возможность улучшить свои стартовые позиции для воскресной гонки, начиная субботний спринт с 5-го и 6-го места. 

Следом за ними начнут спринтерскую гонку Серхио Перес и Вальттерри Боттас. Если у мексиканца есть повод погоревать, так как его напарник заработал поул, то для «Альфа Ромео» финского гонщика – это довольно высокий результат в квалификации. 

На замыкающей линии первой десятки разместят свои болиды в спринте Себастьян Феттель и Карлос Сайнс. Для немецкого чемпиона это весьма неплохой результат, учитывая, как сложно начался для него этот сезон. Напомним, две гонки пилот «Астон Мартин» пропустил из-за болезни коронавирусом. А в третьей, видимо еще не совсем окрепши после вируса, он и вовсе попал в аварию. А вот испанский пилот «Феррари» может лишь досадовать на самого себя. Имея самую быструю машину в пелотоне, Карлос допустил ошибку при наезде на поребрики и закончил квалификацию в барьерах. Похоже, испанец все больше и больше «горит» в психологическом плане не фоне успехов своего более удачливого напарника. 

А что же «Мерседес»? 

А чемпионская команда испытала на себе повороты судьбы еще на стадии второго сегмента. Особо не торопясь на свои быстрые круги, Джордж Рассел и Льюис Хэмилтон не смогли показать хороший результат до аварии Карлоса Сайнса. А когда красные флаги убрали и квалификация возобновилась, то дождь усилился. И даже теоретически у гонщиков «Мерседес» не осталось возможности улучшить свое время. В итоге старт с 11-й и 13-х позиций. Конечно, в результате спринта они надеются улучшить свои стартовые места, и это создаст дополнительную интригу. Только вот пока что болиды немецкой команды явно не попадают в число лидеров пелотона. И с каждым новым этапом этого сезона надежд на возвращение Льюиса в борьбу за титул становится все меньше. 

Напомним, что спринтерская гонка начнется сегодня в 17.20 по минскому времени. И в отличие прошлого года за первые 8 мест будут присуждаться очки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter