Если фильмы о спорте снимают, значит, это кому-нибудь нужно

Снимается кино

Лет десять назад мой добрый и большой приятель Андрей Свиридов (большой — в прямом и переносном смысле, его рост 2.12, а вес, как у БелАЗа), бывший баскетболист, а ныне преуспевающий и модный московский актер, на волне всеобщего и массового психоза, вызванного в среде молодежи сериалом «Универ», в котором он сыграл громилу–охранника Гену, сказал мне за кружкой пива: «Думаю, Серега, пришла пора!» Я его понял буквально и подозвал официанта, чтобы заказать еще по пинте. Но, как оказалось, Андрей имел в виду совсем другое: пришла пора снимать фильмы о спорте, которых на тот момент в российском прокате и близко не было.


Свиридов уже тогда тонко прокачал ситуацию: на горизонте маячили Олимпийские игры в Сочи, много говорилось о том, что Россия сделает все (и уже делала), чтобы заполучить себе и чемпионат мира по футболу. То есть нужна была тотальная раскрутка мероприятий, идеологическая и патриотическая работа на уровне широких масс. А выбить деньги под эту фишку и снять качественный полный метр виделось делом перспективным и почти плевым. Правда, необходимо было «достучаться до небес», или «найти крючка», как любил говорить мой папа, — выйти на нужного человека, который мог бы решить вопрос на самом высоком уровне, дать делу ход. Знаю, что Андрей нацеливался на Вячеслава Фетисова, но не в курсе, добрался ли он до этой глыбы. Впрочем, судя по тому, что вскоре (в 2013–м) в прокат вышел первый спортивный блокбастер «Легенда № 17», а Свиридова в числе участников проекта не было ни в каком качестве, Андрюху с его идеями опередил кто–то более ушлый и пронырливый. А может, просто слямзили идею.

Помню, народ, слегка тогда обалдевший от качественного кино о спорте, которого у нас не было очень и очень давно, долго и до хрипоты спорил, ломая копья, о том, все ли в этом фильме достоверно. Забывая, что кино не документальное, а художественное, а значит, по своей сути — чистый вымысел. История Валерия Харламова — это очень круто. И Данила Козловской в этой роли был вполне органичен. Но чтобы вышибить слезу, просто пересказать историю таланта народного хоккеиста — этого, конечно, мало. Потому и врут. Вернее, придумывают, творчески интерпретируя. Образно говоря, матч Спорта и Кино проходит на поле последнего. А потому и по его правилам.

Та же история вышла и с фильмами «Движение вверх» и «Тренер». В последнем, кстати, вновь выступил Козловский. И в главной роли, и как режиссер. Это, к слову, еще одно подтверждение того, что Свиридов был прав: спортивные истории, переделанные в кино, сегодня в тренде, хорошо дотируются и бьют точно в цель. Я, признаться, не большой ценитель этого важнейшего из искусств, как говорил о кино Ленин. Но мне гораздо больше интересно смотреть о том, чего я не знаю, в чем профан и где меня легко надуть: вывести на слезу, запудрить голову всякими банальностями или просто удивить. Совсем уж круто, когда удается проронить в душу некое философическое зерно, от которого потом хочется долго думать и не спать. А фильмы про спорт мне не нравятся. Совсем. Не потому, что я сразу просекаю всю фальшь и придумки. Скорее оттого, что не могу погрузиться в атмосферу кино с головой и отрешиться от реальности, все время вижу не жизнь, а картинку, за которой стоят оператор, гримеры, помрежи и куча всякой публики — от поваров до массовки. А в главном фанате в фильме «Тренер» передо мной все время возникал образ гогочущего и дурноватого интерна Лобанова, но никак не харизматичного болельщика. В общем, фокус не удался, я знал его секрет. Не интересно. И даже скучно. Хочется встать и выйти. Или поворчать. Тем более, когда понимаешь, что футбол здесь лишь прикрытие, а главная задача картины совершенно в другом — идеологическо–патриотическая, мотивационная. Лента должна тебя подкинуть, перевернуть в воздухе и заставить сказать: да, черт возьми, мы можем, и я могу! И пойти менять себя или даже совершать подвиги. На тех, кто с профессиональным спортом знакомится лишь посредством кино, — это очень действует. Как удар электрического тока.

Одно несомненно: такое кино сегодня востребовано, а значит, нужно. Жаль, что у нас пока не снято ничего похожего, а ведь историй, которые могли бы быть экранизированы, очень и очень много: Эдуард Малофеев, Александр Прокопенко, Юлия Нестеренко, гандболисты минского СКА... И это только навскидку. Или золотая биатлонная эстафета — чем не сюжет?

Может, попробуем, а?

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter