Снегу лучше на пути не лежать — побывали в рейде вместе с работниками РУП «Витебскавтодор»

Снегу лучше на пути не лежать!

Такого ноябрьского снегопада в Витебской области не припомнят давно. За три дня выпала месячная норма осадков. В областном центре с последствиями справляются коммунальные службы. Почти три тысячи километров за чертой Витебска — вотчина предприятия «Витебскавтодор». О его работе — в нашем репортаже.

Соль вопроса

В интенсивный зимний ритм предприятие «Витебскавтодор» вошло в 20‑х числах ноября. Начальник отдела содержания автомобильных дорог, мостов, сооружений и безопасности Дмитрий Боровик вспоминает:

— В профессии я больше 30 лет, и такой ноябрь в моей практике впервые. Синоптики обещают, зима будет снежной, так что работы хватит всем.


На балансе предприятия почти три тысячи километров республиканских дорог, в том числе магистрали М-1, М-3 и М-8. Если представить, что всю эту дорожную сеть освободили от снега в один миг, то затраченная сумма впечатлит — около 200 тысяч рублей! Добавьте сюда посыпку от гололеда — плюс еще 105 тысяч. Деньги выделяют из республиканского бюджета. Люди и техника на дорогах посменно круглые сутки, продолжает Боровик:
— В нашем автопарке 109 МАЗов с отвалами и установками для посыпки, 104 трактора МТЗ для снегоочистки, 21 автогрейдер, 12 роторов, 45 погрузчиков… Чтобы зима не пришла как снег на голову, готовиться к ней начинаем еще с лета.

В нынешний сезон «Витебск­автодор» уже использовал 5,5 тысячи тонн технической соли для посыпки дорог из закупленных у ОАО «Беларуськалий» 22 тысяч тонн. Заготовлено и 64 тысячи тонн песчано-соляных смесей. Из этого количества с начала снегопадов на дорогах региона осталось почти 12 тысяч. В каждом дорожно-эксплуатационном управлении «Витебск-автодор» есть собственная установка для приготовления таких смесей, а в витебском ДЭУ-36 даже две. Если зима выдастся суровой, запасы будут пополнять.

Вместе с Дмитрием Владимировичем идем в центральную диспетчерскую — сердце предприятия. Здесь на огромном экране транспортные артерии как на ладони. Камеры помогают видеть все в онлайн-режиме, говорит техник-диспетчер Андрей Петренко:


— Три самых снежных дня ноября выпали на мою смену. Во всех районах области, за Витебском наша техника работала в особом режиме, освобождая дорожное полотно. Сейчас по-прежнему готовность номер один. Держим руку на пульсе и с помощью звонков, которые бывают неожиданно позитивными. Недавно в диспетчерскую позвонил человек и сказал спасибо за чистую, безопасную трассу М-1.

Плечом к плечу

…В ДЭУ-31 «Витебскавтодор» работа кипит. На закрепленных за ним дорогах снег тает буквально на глазах. Конечно, не сам по себе — стараниями работников филиала. Один из самых опытных водителей Олег Лавренюк как раз на смене. Со своим ярким, будто апельсин, снегоуборщиком МАЗ-МАН с утра успел «проинспектировать» трассу в пригороде Витебска. Сейчас там полный порядок — любой транспорт пройдет без проблем. Ждем, пока Лавренюк сбросит снежный вал, и призывно машем — стоп, машина!

Михаил и Олег Лавренюки. 

Не до долгих бесед — пре­дупреждает водитель:
— Мощную технику всегда есть где задействовать. Снегопад добавил хлопот, но врасплох не застал. Мы, дорожники, должны быть готовы к поставленным задачам в любую пору года и погоду.
Олег Лавренюк недавно отметил «совершеннолетие» в своей сфере. За эти 18 лет повидал немало. И Новый год встречал за расчисткой магистрали. И лесных «пешеходов» пропускал на трассе десятки раз — лосей, косуль и даже медведя... Помнит и знаменитый «Хавьер» — даже отмечен за помощь коллегам в ликвидации последствий урагана на уровне Министерства транспорта и коммуникаций:

— Начинал я на тракторе, позже занимался дорожным ремонтом… Сейчас самый сезон для мощного МАЗ-MAН. Снегу лучше не стоять у нас на пути. С гололедом тоже справимся — в кузов помещается девять кубов песчано-соляной смеси, этого хватает примерно на 30 километров дороги.


В дорожники Олег пошел за старшим братом, с которым бок о бок работает в ДЭУ-31. Михаил Лавренюк — механик участка, отвечает за исправность техники:

— Когда синоптики объявили, что эти дни будут самыми снежными за много лет, честно, сердце екнуло — только бы наши тракторы, погрузчики, грейдеры справились! И не подвели. Сегодня все в полной боевой готовности — считай, почти 40 единиц.


Начальник филиала Анатолий Филоненко говорит, что возможностей автопарка и кадров хватает, чтобы содержать закрепленные за ними артерии в порядке. Всего на обслуживании ­ДЭУ-31 366 километров республиканских дорог в Витебском, Городокском и Лиозненском районах. Чистит остановки от снега, посыпает песком тротуары — этим занимается отдельное подразделение. За работой застаем начальника линейной дорожной дистанции ­ДЭУ-31 Александра Чаплыгина. Начинавший карьеру с рабочего, он и сегодня не стоит в сторонке — чистит мотоблоком с закрепленным на нем ротором пешеходные дорожки моста через Западную Двину.

— Наш хлеб легким не назовешь, — рассуждает Александр. — Но я сложностей не боюсь, а дорожную романтику уважаю. Радует, что молодая смена приходит такая же — с горящими глазами, любовью к профессии. С ней можно работать плечом к плечу.

Пример рядом. Молодой 20‑летний рабочий Александр Косов смеется:


— Лопата — вот мой противоснежный аргумент. В ДЭУ я седьмой месяц. Будем считать, прошел боевое крещение рекордным для ноября снегопадом. Впереди вся зима и новые вызовы, которые коллеги зовут просто работой. Замечают ли ее люди? Бывает, идут мимо, остановятся и скажут спасибо. Приятно!

В ТЕМУ

А за чистоту улиц и тротуаров самого областного центра отвечает госпредприятие «Гордормост». С момента, когда Витебск завалило снегом, коммунальщики перешли на круглосуточный режим работы вплоть до первого апреля.


По словам главного инженера ГП «Гордормост» Сергея Старовойта, пешеходные дорожки, остановки, переходы ежедневно вручную расчищают более 60 человек, еще 20 при необходимости переводят с других участков. Отремонтировали спецтехнику, предназначенную для зимних работ, заготовили 8000 тонн песчано-соляной смеси и 1200 тонн чистой соли для дальнейшего замеса. Пополнять запасы будут в зависимости от потребности. Сосульки с крыш сбивают работники ЖРЭТ и, при необходимости, работники МЧС. Снег с витебских улиц вывозится на специальную снежную свалку за городом.




naumova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter