Целебная сила – рядом

Снегири на яблоне

Многие из нас обратили внимание на то, что яблоки нынешней осенью стоили в торговых точках заметно дешевле обычного. В том числе и импортные. Все верно — минувший год выдался весьма урожайным. В Европе, и особенно в Беларуси. Импортные потому и стоили дешевле, что белорусские сорта были представлены в достойном ассортименте. 
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ.

Признаюсь, еще несколько лет назад у меня вызывало досаду то обстоятельство, что белорусские яблоки не только имели нелучший товарный вид, но и откровенно уступали «гостям» по вкусу. И вот нынешний год, думается, стал переломным. 

Хлопать в ладоши, однако, рано. Если не закрепить этот неожиданно проклюнувшийся успех и в дальнейшем надеяться только на благоприятные обстоятельства, то можно потерять шанс вообще когда-либо составить достойную конкуренцию соперникам в этой отрасли.

Не стану вдаваться в технологические аспекты садоводства. Меня, как и большинство из нас, интересует, так сказать, бытовая сторона вопроса. Почему-то думается, что именно она станет тем «оселком», с помощью которого мы вернем его величеству яблоку причитающееся ему место на пьедестале почета.

Расскажу, однако, вначале об одном чуде, случившемся со мной нынешней осенью в… заброшенном саду. Недалеко от моей усадьбы на Браславщине есть старый пустующий хутор. Если быть более точным, то от него остался лишь заброшенный сад. Большинство яблонь там превратились в дички. И все же есть одна яблонька, которая никак не сдается. Ее не берут болезни, не согнули северные ветры с большого луга. Листья зеленые, здоровые до зимних холодов. А вот плоды — откровенно несъедобные, кислые донельзя. Неужели и этим солнечным летом они не набрали хоть немного сладости? Зашел в середину яблоневого шатра, поднял глаза и оторопел… Под сенью этого уже немолодого дерева красовались здоровые ветки другого. Без труда узнал белый налив. И вкус сохранился. Яблоки были сочные, правда, с некой легкой, незнакомой горчинкой, но она придавала даже шарм этим роскошным плодам.

Я снял рубашку, завязал рукава и нарвал туда спелых яблок. Чудо! Видимо, когда-то хозяин хутора привил белый налив этой странной яблоньке. Когда здесь появились эти плоды — никто не знает. Хотя бы потому, что уже давно путники не заглядывают в старый сад.

Так вот, по моим наблюдениям, люди все больше если и не занимаются садоводством как таковым, то стараются на дачах и своих усадьбах посадить побольше яблоневых деревьев. Значит, будут и плоды. Кто знает, может, сработало и то, что все чаще мы слышим о целебных свойствах этого фрукта. Не раз говорил об этом в своей передаче «О самом главном» известный врач Александр Мясников. Слышал я, к слову, об этом и от моего доброго знакомого, нашего академика Александра Мрочека. Не меньше одного яблока в день советуют употреблять онкологи. Наверное, не случайно наши предки обязательно укладывали на зиму в бочки яблоки. 

Нас все чаще и плотнее одолевают разного рода недуги. Разумеется, мы будем этому всячески сопротивляться. Судя по всему, яблоко и здесь наш добрый помощник и союзник.

Стоит все же помнить совет того же доктора Мясникова. Он лично перед употреблением срезает кожуру с импортных яблок. Понятно почему. Там плоды для лучшего хранения обрабатывают специальными химикатами. Вряд ли они безвредны.

И это еще один фактор для того, чтобы мы больше выращивали чистых яблок в своих садах. Так все благоприятно складывается в пользу белорусских яблок, то есть к тому, чтобы они стали своего рода еще одним нашим национальным блюдом. 

Эту маленькую оду яблоку хочу завершить одной красивой историей, случившейся со мной много-много лет назад в родном городе.

…Стояли студеные дни января. Я был в командировке в Бобруйске, и в местной городской газете мне подсказали любопытную тему. Оказывается, еще жива
Покаяние Акима

Читайте также

внучка Александра Белугина, того самого помещика, чьи резиденции — зимняя и летняя — все еще находились на окраине города. Зимняя — из белого кирпича, летняя — деревянная, с узорчатыми вырубленными ставнями. В «Белом доме» жили семьи и был пристроен овощной магазин. В бывшей летней резиденции Белугина располагалась поликлиника. Оба здания построены так добротно, что могли служить людям и сейчас, спустя много десятков лет.

Как-то краем уха слышал от своего старенького соседа дедушки Юзика, что на этом месте когда-то рос огромный сад с редкими сортами яблок, а Белугины возили продавать фрукты в Европу. Правда это или нет, проверить не удалось. Вернее, я тогда не удосужился, а позже не было времени на поиски этих сведений.

Не смогла толком ответить на этот вопрос и внучка Александра Белугина. Она все больше рассказывала о своих болячках…

Я вышел из теплой хаты на мороз и засобирался домой к своей матушке. И все же какая-то сила заставила меня оглянуться… Сад последней из Белугиных был весь в белом одеянии, а на одном из деревьев на серебристых ветках сидели мои любимые птицы — снегири. Вы знаете — у самцов красные грудки. Распушив их на морозе, они напоминают яблоки. Долго я не мог отвести взгляд от этой картины — яблоки в зимнем саду...

Сейчас подумал: яблони-то мы вернем в свои сады, а вот кто вернет нам тех же снегирей и других птиц, которых уже не встретишь в наших дворах? А ведь еще недавно их в городе было немало. Уже и воробьи редкость. Одни вороны….

Как бы это изловчиться при таком бешеном беге времени вернуть нашим детям не только вкусные и полезные яблоки, но еще и снегирей на деревьях. Не на картинке… Разве это тоже не целебная сила?

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter