Где в Беларуси купить лыжи

Снег не выпадет, продавец лыж не перекрестится

В одних магазинах скучает прошлогодний товар, в других его не сыщешь днем с огнем
Лыжный спорт не менее популярен, чем хоккей или фристайл. Если, конечно, основательно наметет. В спорткомплексах в Раубичах, Мозыре и Коробчицах все условия для катания. Лыжи можно взять и напрокат. Но никто не гарантирует, что их хватит всем желающим, да и цены не всякого могут устроить. Намного практичнее, чтобы лыжи стояли дома. В любой момент, как только выпадет снег, можно отправиться на оздоровительную прогулку. 

Корреспонденты «СГ» изучали предложение на лыжи и снаряжение к ним в магазинах столицы, а также Минской, Брестской и Витебской областей. 

В минском магазине «Спорттовары» около 15 пар. На стенде указаны размеры под рост. Выбираем стандартный — метр 72 сантиметра. Палки — 80, лыжи — 195 сантиметров. (Для справки: по категориям лыжи делятся на взрослые — 1850—2050 миллиметров, подростковые — 1650—1750, детские — 1050—1550 и специальные широкие промысловые лыжи длиной 1350, 1550 миллиметров и шириной 150 миллиметров.) Из импорта только пластиковые. Самые дешевые от российского производителя — Aktive. Цена за пару — 540 тысяч рублей. Плюс 140 тысяч за палки, 45 тысяч за крепление и 400 тысяч рублей за ботинки. Итого — 985 тысяч рублей. 

Рядом белорусские «Телеханы» за 277 тысяч рублей. Продавцы говорят, что от пластиковых отличаются тем, что хуже скользят по снегу. Поэтому в комплект к «Телеханам» лучше купить мазь для скольжения — 32 тысячи рублей. За комплект, вместе с ботинками, креплением и палками, придется выложить 754 тысячи рублей.

В универмаге Логойского райпо всего два комплекта вместе с палками — 1550 и 1650 миллиметров. Цена — около 500 тысяч рублей. С прошлого года стоят, и никто не покупает. Заказывать больше для магазина невыгодно, говорят продавцы. 

В Червене лыж нет. В магазине № 51 райпо сказали, что в этом году такой товар не завозили вовсе. Прокомментировала ситуацию первый заместитель председателя правления Червенского райпо Ирина Колтович:

— Лыжи не входят в список обязательного ассортиментного перечня. В Червене всего 11 тысяч жителей населения. Спросом этот товар пользуется только в сезон. Как только выпадет снег, комплекты завезут. Отгрузим партии отечественного производителя. 

НА БРЕСТЧИНЕ инвентарь можно купить в спортивных магазинах областного центра, Барановичей, Пинска и других крупных городов. Но для небольших райцентров региона и деревнях покупка этого товара для всех желающих может превратиться в проблему. 

Не продают лыжи и в промтоварном магазине Оранчиц в Пружанском районе. Тумбочек, табуреток, шкафчиков и других изделий из дерева в избытке, а когда в последний раз завозили зимний спортинвентарь, продавцы не припомнят. Товар не пользуется спросом. В магазине в агрогородке Клепачи этого же района аналогичная ситуация. Зато большой выбор промтоваров — начиная от цемента, лакокрасочных изделий, ковриков, дорожек и заканчивая моющими средствами и косметикой. Впрочем, дети и взрослые могут покататься на лыжах в Клепачской средней школе. Здесь приобрели около 50 пар этого вида спортинвентаря. 

— Как только выпадает снег, организуем прокат, — рассказывает директор школы Сергей Осипчук. — За символичную плату отправиться на оздоровительную прогулку может любой желающий. Работники нашего ОАО «Журавлиное» и других организаций охотно пользуются такой услугой. 

А на Витебщине? В Городке заведующая магазином «Глобус» Анжелика Мороз на вопрос о лыжах едва не обиделась:

— Конечно, есть. Завезли заранее, еще в октябре, 13 пар. Восемь успели реализовать. Стоимость от 300 до 700 тысяч рублей. Сейчас готовим новый заказ. У нас работает сильная спортивная база. Хорошо выступила на Кубке мира по биатлону землячка Анастасия Дуборезова, которая недавно в составе эстафетной команды стала серебряным призером. 

Действительно царский подарок не только спортсменам, но и любителям — строительство в районе лыжероллерной трассы в рамках международного проекта трансграничного сотрудничества Литва—Латвия—Беларусь. По программе проекта, согласно информации инспектора-методиста физкультурно-оздоровительного центра Алины Вишняковой, приобретено 55 пар лыж по три миллиона рублей каждая. Длина трассы с устойчивым покрытием — 7,5 километра.

Взять напрокат лыжи можно в Городке и на детской площадке «Бригантина». Что касается специализированного магазина, то его работники сотрудничают с организациями района. В прошлом году реализовано около трех десятков пар. 

Школьники в Чашникском районе мечтают иметь такие лыжи, как у Дарьи Домрачевой. «Пусть родители делают заказ. Привезем! — обещает заведующая магазином в районном центре «Глобус» Наталья Варламова. — А пока сделаны заявки на обычные, которые должны поступить в начале января». 

Обычные лыжи — это деревянные. Их выпускают в нашей стране в филиале «Телеханы» Республиканского производственно-торгового унитарного предприятия «Беларусьторг» Управления делами Президента. На предприятии 80 процентов продукции уходит на экспорт — в Россию, Украину. Однако здесь уверяют, что дефицита в стране этой зимней продукции нет.

— Наше предприятие — одно из немногих на постсоветском пространстве, где делают деревянные лыжи. Их, кстати, можно заказать не только в Телеханах, но и обратиться в головное предприятие в Минске, — пояснил директор филиала «Телеханы» в Ивацевичском районе Сергей Лозюк. 

Как и раньше, эта продукция доминирует в списке основной. Пары изготовлены из клееного отборного массива древесины. Пропитаны скользящей пропиткой. Главное преимущество — соотношение цена—качество, рассказали на предприятии.

То, что не в каждом райцентре работают специализированные спортивные магазины, с одной стороны, не снимает ответственности с предприятий торговли за ассортимент. Не всегда удобно искать в соседних районах необходимый комплект. Но, с другой, раз товар не пользуется спросом, зачем создавать коммерческие риски? Вдруг залежится до следующего сезона.

Не секрет, в каждом магазине потребкооперации формируют на месяц план по выручке, но не всегда ее вытягивают, а тут еще непроданные лыжи. В них вкладывают деньги сейчас, а прибыль получают только через месяцы, а то и годы. При том, что налоги и зарплату продавцу нужно платить по итогам месяца. Вот и получается, покупателю ассортимент, а потребкооперации убыток. Пусть и так — если речь идет о поддержке здорового образа жизни, тем более в глубинке.



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter