Зима что-то выдалась теплой: середина декабря, а погода осенняя. Словом, никакого предновогоднего настроения, и в ближайшее время прогноз погоды снега не сулит. Правда, в некоторых местах он все же есть — настоящее рукотворное чудо. Пусть человек и не смог повернуть реки вспять, зато снег выдавать по расписанию придумал как: при помощи специальных пушек и средств помельче — спреев, синтепона, вспененного полистирола. Корреспондент «Р» пообщался со специалистами по подготовке горнолыжных трасс и художниками кино, узнал у них, как же рождается искусственный снег на склонах гор и съемочных площадках.
Рафал ЗАГОРСКИЙ: в плюсовые температуры, как сейчас, пушки молчат.
Белеет на склонах
Сезон горных лыж открылся в конце ноября, даже раньше календарной зимы. В горнолыжном комплексе «Силичи» в разгар буднего дня посетителей немного. Видно, у людей настроение пока неподходящее для катания — как-никак снега вокруг еще нет. А на трассах комплекса он есть, искусственный. Белеет на склонах 4 из 14 трасс среди оголенных полей. Оснеживают трассы специальные пушки. Удивительно, но натуральный снег там не очень-то и нужен.
Сезон горных лыж открылся в конце ноября, даже раньше календарной зимы.
— Даже последствия обильного снегопада техника укатает в слой в пару сантиметров, — начальник отдела пассажирских канатных дорог и подготовки горнолыжных трасс Рафал Загорский знает все о том, как сделать правильный искусственный снег. — Нам же необходимо до полутора метров снега на вершине трассы и до 80 сантиметров у ее подножья, по краям.
Когда минус — это плюс
— Подходящая температура для создания искусственного снега — от минимальных -2 градусов до суровых -30, — продолжает Рафал Загорский. — И чтобы воздух был как можно более сухим. Работаем обычно по ночам, когда держатся уверенные минусовые температуры. На заснеживание одной трассы, в зависимости от температуры и влажности воздуха, тратим от двух до десяти дней. В плюсовые температуры, как сейчас, пушки молчат — эти трассы мы оснежили еще две недели назад.
На заснеживание одной трассы, в зависимости от температуры и влажности воздуха, уходит от двух до десяти дней.
Снежные пушки хитро устроены. Под высоким давлением вода подается на форсунки, они распыляют ее так мелко, что превращают в туманность. И вентилятор гонит эту водяную дымку вверх. Другие, водно-воздушные, форсунки выпускают микрольдинки — ядра будущих снежинок. В воздухе эти микрольдинки и туманность встречаются и падают на землю уже снежинками.
Снежные пушки могут делать искусственный снег разного состава, в зависимости от температуры сами устанавливают концентрацию смеси воды и воздуха. Когда температура воздуха слегка ниже нуля, пушки подают меньше воды, иначе на выходе получится снежная каша.
Время заняться шейпингом
Засыпать трассу снегом — полдела. Когда пушки свою работу выполнили, за дело берутся ратраки — специальные гусеничные машины. Своими мощными отвалами утюжат снег, а после его верхние слои, от 2 до 10 сантиметров, проходят фрезой, разрыхляют. Он подмерзает, покрывается тонкой ледяной коркой и становится «альденте». Рифленую свежую поверхность трасс сразу после ратраков лыжники и сноубордисты называют «вельветом». Настоящее наслаждение для них — прокатиться по такой поверхности.
Кроме того, после ратраков некоторые трассы выравнивают еще и вручную. Например, для тюбингов и трамплины для прыжков — к ним повышенное внимание. Во время прыжков даже мелкая неровность трамплина может привести к потере скорости или того хуже — падению. Тюбинги и вовсе направляемые средства, а развивают приличные скорости, катаются на них по большей части дети. Делает эти склоны идеальными при помощи снежных лопат, скребков и совков команда шейперов (от англ. «шейп» — форма. — Прим. ред.).
Снег, камера, мотор!
В кино также пользуются снежными пушками. Но все же в большинстве случаев воссоздают снег менее затратными методами. Задача эта — для художников кино. Они отвечают за все окружение актера на площадке: декорации, костюмы, чтобы те соответствовали месту и времени картины.
Когда пушки свою работу выполнили, за дело берутся ратраки — специальные гусеничные машины. Своими мощными отвалами утюжат снег, а после — его верхние слои, от 2 до 10 сантиметров, проходят фрезой, разрыхляют.
На задних планах снег рисуют графикой. Взаимодействуют актеры с бутафорским снегом. Раньше роль снега играла соль, а заморозку окон делали специальной закваской на селитре, но это архаизмы. Прогресс в химической отрасли как раз для таких целей подарил специальные спреи. Ими делают одежду фактурной — заснеженной. Землю укрывают синтепоном, вспененным полистиролом.
— Синтепон разрезаем и оставляем только рваные края, — раскрывает секреты профессии художник кино Наталья Навоенко. — Нужно знать и понимать, как лежит свет в кадре, чтобы он падал естественно. Не пропускать незаснеженными участки, если им суждено быть такими, иначе — киноляп.
Только вот синтепоновый или полистироловый снег не лепится, на крупных планах зрителя сложно обмануть — свойства настоящего на сто процентов не повторишь. Тогда художники кино берут снег у ледовых дворцов — после обрезки катков, привозят снег из леса. Так и сделали во время съемок фильма про Купалу в этом году. Драматичную сцену восстания снимали на Немиге — именно там не было снега, завозили его самосвалами из ближайших лесов.