Сначала стулья — потом деньги

Андрей КОБЯКОВ объяснил дальнейший механизм поддержки для предприятий, попавших в сложную экономическую ситуацию

Андрей КОБЯКОВ объяснил дальнейший механизм поддержки для предприятий, попавших в сложную экономическую ситуацию
Так образно Премьер-министр Андрей КОБЯКОВ объяснил дальнейший механизм поддержки для предприятий, попавших в сложную экономическую ситуацию, на заседании Совета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития Беларуси за 2015 год. Помогать проблемным производствам отныне будут при условии снижения затрат с их стороны, разгрузки складов, финансового оздоровления. Ресурсов на латание дыр из-за бесхозяйственности и неумения работать никто не даст. Зато важнейшим проектам по модернизации экономики всегда будет оказана помощь.

Задачи на завтра ставились исходя из успехов и неудач прошлого года. В 2015-м достигнута сбалансированность внешней торговли, положительное сальдо составило 205 миллионов долларов. Жесткая монетарная политика, гибкое курсообразование, контроль над денежным предложением позволили удержать инфляцию в запланированных пределах: рост цен составил 12 процентов, это минимальное значение за последние 5 лет. Обеспечена стабильность на потребительском рынке. Снизились процентные ставки по кредитам.

В пассиве: уменьшились объемы промышленного и сельхозпроизводства, строительства, торговли. Схожая ситуация в регионах. Только Могилевская область выполнила половину доведенных показателей. У остальных областей и Минска и этого нет. Гродненская область обеспечила выполнение только четверти показателей.

С чем связаны проблемы в АПК? Об этом «СГ» рассказала начальник главного управления экономики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алла Ломакина. Уровень производства во всех категориях хозяйств по сравнению с 2014 годом составил 97,2 процента. Потянуло вниз растениеводство — 89,5. Виной тому две главные причины — зимняя гибель рапса и летняя засуха. 

Несмотря на капризы погоды, которые привели к недобору кормов, порадовали животноводы. Совершенствование технологии увеличило производство мяса и молока более чем на 6 процентов. Появилась возможность нарастить их экспорт в натуральном выражении. Но, увы, падение цен на внешних рынках позволило собрать лишь 74 процента валютной выручки по сравнению с предыдущим годом. 

Означает ли это, что погодные и внешнеторговые обстоятельства могут и в дальнейшем служить оправданием падения уровня производства и сбыта? Ни в коем случае. Жизнь показывает, что при одинаковых условиях одни предприятия прибавляют в производстве, ищут новые рынки сбыта, другие ожидают указаний сверху. 

Андрей Кобяков поставил задачу максимально задействовать внутренние резервы и мобилизовать кадры. Цели на 2016 год: наращивание экспорта и рациональное импортозамещение, обеспечивающие сбалансированность внешней торговли; снижение затрат и сокращение запасов готовой продукции. Все это станет возможным при условии жесткой кадровой и производственной дисциплины, раскрепощения предпринимательской инициативы. 

Прошлогодние проблемы сузили рынок труда. Но мы не можем позволить себе рост безработицы. Поэтому требования Главы государства по ежегодному трудоустройству работников на вновь созданные рабочие места ужесточены — с 32 до 50 тысяч человек. Ранее за это отвечали регионы, сейчас ответственность расширяется и на министерства.

Есть и еще один немаловажный экономический резерв. В стране больше миллиона квадратных метров неэффективно используемого государственного имущества. Почему бы не создавать там дополнительные рабочие места? Это большое поле деятельности для местных органов власти.

Успех в любом деле зависит и от того, с каким настроением за него берутся. Неудачи прошлого года частично объясняются и психологическими причинами. Немало руководителей свои проблемы пробовали объяснять так называемым мировым кризисом. Но есть ли он в реальности? Да, в некоторых регионах, в том числе у наших восточных соседей, возникли проблемы. Однако в целом на планете ВВП вырос. 

В мире немало ниш, где можно продать белорусскую продукцию. Примером может служить опыт ОАО «Савушкин продукт». В условиях проседания российского рынка оно стало активно осваивать дальние страны. Маркетологи предприятия добрались до Китая, Филиппин, Южной Кореи. А все потому, что возникшие проблемы руководство предприятия воспринимало как повод не для уныния, а для борьбы. За показатели, прибыль, лучшее место под солнцем.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: БелТА
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?