Прививать любовь к книге надо с пеленок

Сначала слушатель, потом читатель

Многие современные родители недооценивают значения детских книг, считая их чуть ли не анахронизмом. И это абсолютно неправильно!


Как привлечь к ним внимание ребенка? Об этом мы поговорили с известными белорусскими писателями, соавторами книг для детей и подростков Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак.

— Какой, на ваш взгляд, должна быть детская книга, чтобы она могла заинтересовать малыша не хуже мультфильма?

А.Ж.: Если ребенку от нуля до трех, книга должна быть в руках у мамы. В крайнем случае — у папы, старшего брата, сестры, дедушки или бабушки. Понятно, что там должно быть много картинок и мало текста, но все-таки главное — мамин голос, который рассказывает историю. Ребенок в таком возрасте очень нуждается в общении с родным человеком, особенно с мамой (время папы придет после трех лет). Однако современные мамы очень заняты: домом, уходом за остальными членами семьи, а то и работой. Чтение книги — уникальная ситуация, когда мама только моя, я сижу у нее на коленях и слушаю ее голос. И рассматриваю простые яркие картинки.

— Все ли детские книги действительно полезны?

А.Ж.: У младенцев, к счастью, еще не подавлено чувство естественного отвращения. Если книга ребенку неприятна, он начинает капризничать, вертеться, плакать — что угодно, лишь бы не слышать и не видеть ее. Это взрослые могут возмущаться, но все равно будут читать какую-то книгу только потому, что “нужно иметь представление” и “это все читают”. С детьми такое не проходит.

Е.П.: Не соглашусь с Андреем. Вкус у ребенка лучше воспитывать с рождения. Сейчас в продаже очень много ярких, аляповатых книжек с чудовищными стихами. Дети их любят, потому что мама рядом, мама читает, на картинке мышка со смешными выпученными глазами. Я для своего ребенка выбирала бы хорошие стихи, пусть даже не по возрасту. Ведь дети слушают голос, впитывают мелодию языка, слушают ритм. Да и словарный запас расширяют. Сегодня такой огромный выбор книг, что легко можно обойтись без дешевого ширпотреба.

— Как приучить ребенка к книге и чтению?

А.Ж.: В три года читать еще точно рано. Я, кстати, враг “раннего развития” как доктрины. В последние годы в детей “пихают” знания и умения, которые им не по силам и не по возрасту, дескать, “после трех уже поздно”, “Моцарт в его годы...” Мне кажется, всему свое время. И время самостоятельного чтения обычно наступает с четырех-пяти лет, не раньше.

Однако готовить ребенка к книге нужно с нуля лет. Или даже раньше — читая малышу в утробе сказки и стихи. А как только он родится, хорошо показать бы ему мир, заваленный книгами. Если грудничок видит маму и папу с книгой, если в доме есть книжный шкаф, которым вся семья активно пользуется, тогда чтение кажется процессом простым и необходимым, как еда, питье, игра, сон. А если мама непрерывно смотрит телевизор или зависает в соцсетях, если папа предпочитает футбол с пивом... Чудеса, конечно, случаются, и в такой семье тоже может вырасти читатель. Но это, скорее, исключение из правил.

Е.П.: Здесь я полностью согласна с Андреем. Ребенок, особенно маленький, повторяет все за родителями. Даже если вы в детстве читали под одеялом с фонариком, то, во-первых, у вас не было смартфона (честно ответьте себе на вопрос: что бы вы делали, если бы он у вас был?). Во-вторых, ваш ребенок никогда не увидит вас в детстве и будет копировать вас нынешних. Смотрите на него, как на свое отражение в зеркале. Что делать, если ваше отражение в зеркале не читает?

МНЕНИЕ

Эдита Заровская, психолог:

— Важно понимать, с какой целью родители включают мультики ребенку. Одно дело, если они развивающие и из них ребенок, опять же с помощью родителей, сможет чему-то научиться. Другое дело, если родители включают детям телевизор, чтобы просто их чем-то занять. В таком случае, конечно, приоритет следует отдать книге. Ведь, читая малышу, рассматривая вместе картинки, вы общаетесь с ним, объясняете ему сюжет книги, суть рисунков и просто вместе весело проводите время. Для ребенка важно слышать голос мамы. А когда он слушает, лучше работает его воображение. Малыш учится фантазировать. При чтении книг вы устанавливаете с ним контакт, открываете ему мир. Смотря же “отвлекающие” мультики, ребенок остается один, нет того общения и контакта, как при чтении книг.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter