Читатели "СГ" о идее врачей отказаться от домашних заданий для школьников

Сначала отменим домашнее задание, потом – школу

Информация о том, что белорусские врачи-гигиенисты считают необходимым отказаться от домашних заданий для школьников, вызвала огромный резонанс у читателей «Сельской газеты». К нам звонили, нам писали. И, нужно сказать, мнения разделились. 



Одной из первых позвонила пенсионерка, бывшая учительница из Бобруйска Антонина Максимова. Она недоумевала: как медики предлагают закреплять пройденное на уроке? Ведь без повторения, которое предусматривает домашнее задание, процесс обучения невозможен. «Спросите у любого педагога — процесс обучения зиждется на трех китах: получение новой информации, закрепление ее посредством выполнения практических заданий и повторение. Если выпадает одно из звеньев, обучение будет неэффективным. Сегодня и так родители вынуждены нанимать ученикам репетиторов, а отказ от домашнего задания и вовсе сведет на нет работу учителей».

Маргарита Сойко из Брестского района — мама десятиклассника. Она считает, что медики выступили с правильной инициативой: «Подростки сегодня загружены неимоверно. Мой сын после школы едет в Брест к репетитору, потом у него тренировка, он занимается греблей. Возвращается домой ближе к девяти вечера, садится за уроки. В результате спать ложится за полночь. Какой организм выдержит такой график? Мотивированный на учебу ребенок и без домашних заданий подготовится к поступлению в вуз, а тем, кто не собирается продолжать обучение, уроки на дом и без того не нужны – они их все равно не выполняют. И учителя смотрят на это сквозь пальцы. Получается, спрос только с крепких учеников».

«Домашние задания дисциплинируют! – убежден автор электронного послания в газету Алексей. – Знаю на своем примере. «Ботаником» я в школе не был. Скорее, даже наоборот, многие предметы мне не давались. Но отец воспитывал нас с братьями в строгости: тетради с домашними заданиями и дневники мы должны были вести аккуратно. Корпели над книгами, переписывали упражнения и задачи по несколько раз. А потом еще надо было и родителям по хозяйству помочь: у нас корова, свиньи были, огород. Свободное время – летом. И то только на речку сбегать искупаться. В остальное время старались подработать: грибы-ягоды собирали, а кому повезет – шли на зерноток или к отцу, помощником комбайнера. В результате все выучились, работаем и зарабатываем, уважаемые люди. А те, чьим родителям было не до проверки «домашек» — сейчас или по ЛТП или по тюрьмам. И я не преувеличиваю. В наше время к образованию трепетное отношение было. Так и своих детей воспитал».

Согласна с ним и Людмила из деревни Заполье Кореличского района: «Не готовиться к урокам? Я понимаю, раньше, когда сельские ребятишки были постоянно заняты, помогали родителям по хозяйству. Но сейчас тех, кто держит на подворье скотину, – единицы. Да и городского населения больше стало. Отмени домашние задания – дети сядут за компьютеры, за «стрелялки-бродилки» и не отойдут от них до поздней ночи. Получается, домашнее задание подрывает здоровье, а часы, проведенные в интернете, – его прибавляют? Ничего из этой затеи путного не выйдет. Так хоть ученик знает, что с него спросят завтра на уроке, и худо-бедно что-то прочитает, напишет, глядишь, в голове и отложилось. А не будет этого,  вообще на книжки не посмотрят. И зачем десять лет тогда за партой сидеть? Чтобы неграмотным остаться?»

«Ребята, конечно, сейчас очень загружены и подвергаются огромному информационному прессингу. Но идет он вовсе не из учебников, а из телевизоров и компьютеров, — рассуждает учительница Мария Виктюк из Полоцка. – Возможно, старшеклассникам и не нужны домашние задания: практически каждый из них уже ориентирован на выбранную профессию, на определенный вуз. Они готовятся по своей программе: кто-то самостоятельно, кто-то с репетиторами, кто-то посещает подготовительные курсы. В этом случае дополнительная нагрузка и в самом деле помешает. Шестилеткам тоже ни к чему домашние задания – они еще неусидчивы, не готовы воспринимать большие объемы информации, учатся в основном через игру. Но со второго-третьего и до девятого класса «домашка» необходима. Это то время, когда у молодых людей закладывается база на всю жизнь. И от того, какие знания накопят они в школе, зависит их интеллектуальный уровень, а значит – и благополучие нашего государства в будущем».

От редакции. Вопрос этот, без сомнения, не такой однозначный, как могло бы показаться на первый взгляд. А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели? Предлагаем присоединиться к дискуссии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter