«ВОЗМОЖНОСТИ – это замаскированные проблемы», — гласит китайская мудрость. Именно такая парадоксальная ситуация сложилась в сфере деревообработки. Сегодня приходится реанимировать предприятия, в модернизацию которых инвестирован миллиард евро.
Решение о коренной реконструкции девяти крупных заводов принято еще в 2007 году. За отрасль взялись, конечно же, не случайно. Лесов в Беларуси предостаточно, а это местное сырье, на которое не надо тратить валюту, а можно ее зарабатывать, продавая готовый товар за рубеж. В наличии опыт и производственная школа, современные технологии и, главное, ощутима поддержка государства. Казалось бы, есть все условия. Нет одного – результата.
Более того, через восемь лет выяснилось, что модернизация привела не к развитию предприятий, а к их тотальной закредитованности. Сумма астрономическая – 15 триллионов неденоминированных рублей! Так в чем же дело, почему вместо взлета — падение?
Правительство констатирует, что проблемы в отрасли возникли из-за снижения мировых цен на продукцию деревообработки. К примеру, на момент подготовки бизнес-планов модернизируемых предприятий кубометр плиты ДСП стоил 250—280 долларов, а сегодняшняя цена почти в три раза ниже. С таким доводом можно согласиться, но это не повод списывать все неудачи лишь на внешние факторы. Понятие «временные трудности» стало уж слишком растяжимым, и наружу вымыло весь клубок внутренних причин.
Да, средства в обновление мощностей вложены солидные, но пошли они в основном на закупку оборудования, ничего не было инвестировано в менеджмент, то есть управление, в современные информационные системы, солидную рекламу. Для сравнения: это тоже самое, что к компьютеру присоединить старую пишущую машинку. Типичный перекос в сторону производства. Сегодня бизнес таких подходов не приемлет, а тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади. Так в данном случае и получилось.
Чтобы вывести предприятия деревообработки из финансового тупика, нынешней весной они переданы в управление Банка развития, а в июне, по инициативе финансового учреждения, объединены в холдинг. Теперь, по сути, надо начинать с нуля, чтобы отечественная продукция не только производилась, но и успешно продавалась. Руководству холдинга придется заниматься всем — начиная от привлечения новой команды специалистов по всем направлениям и заканчивая внедрением современных систем учета продукции.
А еще на повестке дня острый вопрос с ценами. Действительно странно, если белорусским потребителям приходится покупать местную продукцию дороже, чем полякам и россиянам. Правда, кризис в России привел к существенному падению цен как на сырье, так и на готовую продукцию. Наших экспортеров это ставит в тяжелое положение: приходится продавать в убыток или вообще отказываться от поставок. Выход видится один – совершенствовать технологии, чтобы снизить издержки и сравнять цены для своих и внешних покупателей.
Превратить огромный лесной ресурс в совсем не деревянный рубль вполне реально. Но это в ближайшем будущем. Пока приходится жить днем сегодняшним.
shevko@sb.by