Смысловые ошибки, которые дорого обходятся

Страшный теракт в Манчестере, случившийся на прошлой неделе, заставляет взглянуть на политику многих стран другими глазами.

Парадоксально, но факт: в британском правительстве признали, что служба безопасности обладала информацией о смертнике Салмане Абеди до того, как тот совершил теракт, и что МИ–5 трижды получала предупреждения о его экстремистских взглядах. Знакомые Абеди еще пять лет назад сообщали властям о том, что он поддерживает экстремизм и насилие. Служба безопасности страны определила Абеди как субъекта, чья опасность остается «предметом для рассмотрения». Но власти ничего не сделали, чтобы помешать ему убить 22 человека на стадионе «Манчестер–Арена». Теперь европейская пресса задается вопросом: как могли случиться эти «милые парадоксы демократии»?


А ведь ответ прозвучал еще пять лет назад, и по иронии судьбы именно в интервью британским СМИ: газете «Индепендент» и телеканалу Би–би–си —Александр Лукашенко предупреждал, к чему приведет вмешательство Запада в Северной Африке и на Ближнем Востоке. «Что, нужна была исламизация арабского Востока? Нужно им было это? Нет. Они и сами сегодня не рады, если они уже понимают, что они делали и что они делают сейчас. ...То ли еще будет!» — сказал тогда Президент.

И ведь действительно, теперь, когда прошло время, вся Европа признает: что–то пошло не так...

Вот очередное тому подтверждение. В Дании набирает обороты  грандиозный скандал: выяснилось, что из 145 джихадистов с датским паспортом, повоевавших в Сирии, 36 еще и получали пособия — буквально не отходя от бруствера. Скандальные сведения о том, что Дания косвенно финансирует боевиков «Исламского государства», выплачивая им пособия, обнародовал министр занятости Троэльс Лунд Поульсен: он представил их в фолькетинге (парламенте). Причем эти денежные выплаты государство перечисляло на их счета не разово, а в течение некоторого времени — от трех месяцев до года. Различались и суммы. Кто–то, к примеру, получал пособие по безработице, которое в месяц составляет 10.700 крон (около 1.400 евро) «чистыми». Кто–то — пособие по временной нетрудоспособности, это от 18.600 датских крон (около 2.500 евро). А кто–то — и пенсию по инвалидности (16.800 крон — порядка 2.260 евро).

Помимо самих сумм, впечатляло и то, каким образом нетрудоспособные и тяжелобольные получатели «социалки», едва добравшись до Сирии, оказывались вполне здоровыми, чтобы взяться за автоматы и встать под черный флаг халифата. Засекли «своих» исламистов на полях боевых действий агенты датской Службы безопасности и разведки (PET).


— Все это — абсурд, — прокомментировал коллизию глава комитета по труду и занятости датского фолькетинга Бент Богстед. — Человек, который болен настолько, что государство выделило ему досрочную пенсию по инвалидности, но при этом имеет достаточно сил и здоровья, чтобы воевать в рядах боевиков ИГ, — у меня такое в голове не укладывается! Хороши инвалиды с «калашниковыми»... Ясно, что речь о мошенниках, которые обманом добиваются социальных пособий, а потом едут убивать. Таким нечего делать в Дании — их нужно лишать гражданства по суду! Нужно также срочно вносить поправки в закон, чтобы коммуна прекращала выплаты, как только поступает сигнал от РЕТ. Датские налогоплательщики не должны финансировать боевиков ИГ с датским паспортом.

Но это пока лишь благие пожелания... Во–первых, полной информацией о том, сколько датчан воюют на стороне ИГ в Сирии, ни внешняя разведка РЕТ, ни коммуны на данный момент не располагают. Сообщается лишь о тех подозреваемых, чье участие в военных действиях подтверждено весомыми доказательствами. На основании одних подозрений выдвигать обвинения не решаются: на миллионные штрафы, которыми грозят адвокаты беженцев, явно не хватит разведбюджета. Прецеденты уже были...

Так что выплаты социальных пособий экстремистам продолжались даже после того, как министр занятости выступил в парламенте и в датской прессе появились многочисленные публикации об этой скандальной истории.

Во–вторых, даже известных властям боевиков–возвращенцев органы госбезопасности не преследуют: ни когда они отправляются в Сирию через Турцию, ни когда, навоевавшись, возвращаются в Данию. Причина та же: без прямых улик, подтверждающих участие в боевых операциях, дело в суде будет проиграно. Так, в феврале этого года был освобожден вернувшийся из Сирии 25–летний джихадист — после 13 месяцев содержания в следственном изоляторе дело закрыли «в связи с недостатком улик». А его адвокат Микаэль Эриксен с гордостью сообщил прессе: «Моему клиенту будет выплачена денежная компенсация в расчете 2.400 датских крон за день, причем 6.500 крон за первый день тюрьмы, то есть почти 1 миллион 200 тысяч датских крон». Итого почти 91 тысяча евро.

Такая практика, когда сама европейская либеральная система защищает тех, кто реально опасен, во многом объясняет, почему британская разведка МИ–5 упустила манчестерского террориста.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Те, кто находились в военной группировке исламских экстремистов ИГ, — уже радикализированы, готовы к насилию и могут в любую минуту совершить нападение на других, — констатируют эксперты датского Центра по анализу террора и госбезопасности. — Эти люди прошли через военные действия, натренированы в спецлагерях, поэтому они способны к организации очень серьезных терактов. И они научились быть сверхосторожными».

Надя КНУДСЕН.

Фото  РЕЙТЕР

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter