Репертуар Республиканского театра белорусской драматургии пополнился комедией «Пакуты ад здаровага сэнсу»

Смысловые галлюцинации

Режиссер Александр Гарцуев часто обращается к теме семьи, “сканируя” ее с разных сторон. В своем давнишнем спектакле “Брат мой, Симон” рассматривал отношения двух братьев, влюбленных в одну девушку, один из них был явно не в ладах с психикой. Молодые актеры театра имени Я. Купалы упивались возможностью работать на пределе сил, показать зрителям все стороны своего дарования. Малая сцена Купаловского театра способствовала созданию почти семейной атмосферы. Это был еще и громкий дебют Анны Хитрик, покинувшей сейчас труппу и уехавшей в Израиль на ПМЖ. Как водится, “отряд не заметил потери бойца”.

Фото представлено пресс-службой РТБД

“Раскиданном гнезде” по пьесе Янки Купалы Гарцуев показывал: если и начнется апокалипсис, то с личного семейного пространства, из которого ушла любовь. В этом спектакль перекликался с “Чайкой” Николая Пинигина. Почти сюрреалистический и фантасмагорический “Пеликан” по шведскому классику Августу Стриндбергу говорил о том, что порой в семейных шкафах скрываются не только скелеты прошлого, но и ужасы настоящего, а также страхи и фантазмы. “Пеликан” холодил нервы и приводил в исступление любителей мистериального театра.

И вот новая премьера по пьесе российского автора Сергея Руббе “Муки здравомыслящих”, которая получила в репертуаре название “Пакуты ад здаровага сэнсу”. Главная героиня — школьная учительница Алина (Вероника Буслаева), подошедшая к своему 29-летнему возрастному рубежу. Возраст как возраст. Живет вместе с родителями, вечерами проверяет тетрадки учеников. Но вот подоспел очередной день рождения. И это отличный повод для матери (Галина Чернобаева) завести старую песню: “Как ты думаешь жить дальше — ни семьи, ни детей в твоем-то возрасте...” Для Запада тридцать лет — прекрасный возраст, многие вовсю занимаются карьерой и о семье не думают, но у Руббе мы имеем дело все-таки с постсоветской семьей. Главный смысл и главный страх ее существования — “что люди скажут”. Обеспокоенная мать готова выдать Алину за кого угодно, лишь бы у нее “все было, как у людей”. Она приводит бесчисленные примеры знакомых, которые устроили свою личную жизнь. За всей этой суетой отец семейства (Константин Воронов) наблюдает весьма отстраненно и флегматично. Он мечтал о большой карьере музыканта, но не сделал ее и, кажется, свой брак тоже считает ошибкой.

В спектакле пестрая галерея образов наших современников: нагловатая соседка Каляева (подобный образ можем вспомнить в спектакле Елены Ганум “Шабаны” по роману Альгерда Бахаревича), ее брат Колян, досрочно освобожденный из зоны, сразу две подруги Алины — Таня Маленькая и Таня Большая, бомжеватого типа субъект, похожий на городского сумасшедшего Гавриил Эммануилович, школьник Минич Вася... Этого героя нет в пьесе, это “фантазм” самого режиссера. Он читает зрительному залу свои сочинения.

Действие всего спектакля ограничено типовой городской квартирой. Можно сказать, разворачивается в четырех стенах. Возможно, это обстоятельство или чересчур бытовая интонация мешает всей истории выйти на обобщение... Ведь подобных историй сцена знала множество. Достаточно вспомнить “Фантазии Фарятьева” Аллы Соколовой. Или относительно недавнюю премьеру на Камерной сцене Купаловского театра “Любовь как милитаризм” по пьесе российского драматурга Петра Гладилина. По сути, вечный сюжет. Алину можно считать синим чулком или просто человеком, поглощенным работой. Очевидно, что в шкале ценностей произошел какой-то сбой: творческая реализация, карьера, успешная социализация для нынешних молодых людей не пустой звук. Сегодня они вряд ли будут прогуливаться долгими летними вечерами под песню “Ромашки спрятались, поникли лютики”, а, скорее всего, пойдут на вечерние курсы китайского языка.

Наверное, главный смысл этой истории в том, что каждый сам должен делать свой выбор, навязывание чужой воли ни к чему хорошему не приводит. Пьеса Сергея Руббе не пытается шокировать, в ней соблюдены все нормы приличия. Не пытается шокировать и режиссер Гарцуев. Эксцентричность здесь подается весьма дозировано. Чтобы придать всему происходящему привкус романтичного повествования, звучит музыка норвежского композитора Эдварда Грига. Финал истории заставляет задуматься: все происходило на самом деле или это всего лишь сказка, фантазия, мираж?..

“Пакуты ад здаровага сэнсу” — большой актерский спектакль с яркими работами, зритель от него точно не пострадает. На премьерных показах он живо включался в предложенную игру, слушал сочинения школьника Васи Минича и идентифицировал себя с героями. Семейная трагикомедия нашла отклик в зрительских сердцах, подтверждая, что наш зритель всегда рад узнаваемым бытовым историям, а не оторванным от жизни сюжетам.

КСТАТИ

Пьеса Сергея Руббе “Муки здравомыслящих” получила специальный приз Международного драматургического конкурса “Баденвайлер-2014”.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter