На воскресенье этой недели в еврейском календаре выпадает пост 17 Тамуза

Смысл не в датах, а в фактах

На воскресенье этой недели в еврейском календаре выпадает пост 17 Тамуза. В пост нельзя не только есть, но и пить. И надо сказать, что летом это непросто. Конечно, есть некоторые послабления в вопросах строгости этого поста. Как есть и те, кто помнит о посте, но по объективным причинам его не соблюдает. Однако вы всегда найдете эту дату в еврейском календаре.

В день 17 Тамуза Моисей разбил Скрижали Завета при виде золотого тельца, сделанного евреями в момент нахождения его на горе Синай. Во время осады Иерусалима перед разрушением Первого Храма в этот день прекратилось принесение ежедневной жертвы “тамид”, и это стало знаком надвигающихся разрушений и жертв для еврейского народа. Апостомос, наместник царя Антиоха, понял, что самый верный путь поработить иудеев — ударить по традиционным устоям, и сжег свиток Торы. Именно 17 Тамуза в Храме была водружена статуя идола. И основная причина поста — проломанная при осаде городская стена Иерусалима, что привело к сожжению Иерусалимского Храма 9 Ава.

Достаточно причин для скорби, для мыслей о том, что становится причиной разрушений как физических, так и духовных. Но Талмуд (трактат Таанит, страницы 26 и 27) не только объясняет причины поста, но и размышляет над определенными сложностями. В конце книги пророка Иеремии (глава 52:6—7) мы читаем, что стена Иерусалима была проломлена не 17 Тамуза, а 9 Тамуза. Кому же нам верить, пророку Иеремии или мудрецам Талмуда? Мудрец Рав Абба бар Нахмани, ставший в самом начале IV века нашей эры главой иешивы в Пумбедите (в 18 лет!) и известный своим точным анализом текста, дает этому объяснение. В его толковании правы и пророк Иеремия, и мудрецы Талмуда. Просто пророк Иеремия дает дату преломления стены Иерусалима во время разрушения Первого Храма, а мудрецы Талмуда — Второго Храма. В обоих случаях это один и тот же месяц и одна катастрофа, которая привела не только к разрушениям, но и к большому числу жертв. Необходимо добавить, что Иерусалимский Талмуд (трактат Таанит, глава 84) придерживается даты не 17 Тамуза, а 9 Тамуза, согласно пророку Иеремии. В целом же это ничего не меняет, так как в комментариях есть объяснения расхождению в датах. Однако при этом никому не пришло в голову что-то стирать, выбор даты поста был достаточно продуманным на основе разных позиций. Более того, в этом же трактате есть два мнения о месте, где был сожжен свиток Торы 17 Тамуза, но и эти сомнения не аннулируют сам факт его сожжения.

В конце 1996 года мне посчастливилось принимать участие в дискуссии о дате Дня Независимости Республики Беларусь, перенесенного в тот год, согласно республиканскому референдуму и декрету Президента, с 27 июля на 3 июля. В любой дискуссии есть разные мнения, но единым стало то, что мы не должны стирать из истории пять лет празднования Дня Независимости 27 июля и не должны с переменой даты на 3 июля менять свое отношение к этому важному для нас празднику.

Каждый день мы открываем для себя факты, которые порождают оппонентов и сомнения, консервативный подход и реформы. Но и каждый день мы находим пути решения споров, и не только в вопросах истории и традиции. Наши предки донесли до нас огромный клад знаний о природе вещей и веру во Всевышнего, и у нас есть две задачи: распорядиться всем этим в мире и согласии и передать это следующему поколению.

Раввин Григорий Абрамович
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter