“Смутные” времена мировой дипломатии

На этой неделе Совет Безопасности ООН назвал имя нового генерального секретаря Организации. И хотя представленную кандидатуру еще должна утвердить Генеральная Ассамблея, практически ни у кого не вызывает сомнений, что 31 декабря 2006 года Кофи Аннана сменит министр иностранных дел Южной Кореи Пан Ги Мун.

Имя седьмого по счету генсека ООН Кофи Аннана, как и всех его предшественников, безусловно, останется в истории. И не только потому, что он — первый чернокожий, возглавивший Организацию Объединенных Наций, и первый ее руководитель, который в июне 2001 года был переизбран досрочно. Тогдашние перевыборы прошли на удивление спокойно и тихо. Это обстоятельство послужило лишним поводом для того, чтобы в очередной раз заявить о падении авторитета Организации, в результате которого место ее лидера утратило прежнюю актуальность.
“Генсек ООН — это “свадебный генерал”, который должен отлаживать только работу секретариата Организации, и он даже не имеет того голоса, который имеют отдельные государства в Совете Безопасности ООН”, — заявил недавно в интервью журналистам Президент Александр Лукашенко. В связи с этим глава нашего государства высказал мнение, что смена генерального секретаря ООН не окажет влияния на политику сильных и богатых государств, а также на позицию самой Организации.
Нынешнему главе южнокорейской дипломатии в самом деле не позавидуешь. Становится все более очевидным тот факт, что созданная под реалии послевоенного мира Организация Объединенных Наций нынче стремительно теряет свой вес и влияние на мировой арене, превращаясь в малозначимую структуру, которая занимается периферийными делами. В то же время многие опасные процессы в мире выходят или уже вышли из-под ее контроля. Все чаще мы становимся свидетелями того, как ООН, послушно следуя воле сильных мира сего, используется в качестве “инструмента разборок” со странами, проводящими независимую политику.
И пока не очень понятно, каким образом выходить из затянувшегося кризиса.
По мнению наблюдателей, роль генсека ООН сегодня фактически должна сводиться к функциям кризис-менеджера, главная задача которого — кардинально улучшить имидж Организации в глазах всего мира.
И, похоже, сам Пан Ги Мун готов к ее выполнению. Отвечая на вопросы журналистов, министр иностранных дел Южной Кореи сказал: “Со стороны я могу выглядеть мягким, но я обладаю внутренней твердостью, когда это необходимо. Если бы я был слишком скромным, мое правительство не назначило бы меня на нынешний пост”. Говоря о своих задачах в должности генсека ООН, Пан Ги Мун подчеркнул, что Организация Объединенных Наций “должна меньше обещать и больше выполнять”, и заявил о намерении вернуть к ней доверие мирового сообщества.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter