SMSл жизни

Мобильная зависимость: миф или реальность?
Мобильная зависимость: миф или реальность?

Мобильник уже давно не просто телефон. Теперь это и ежедневник, и записная книжка, и будильник, и фотовидеокамера в одном «флаконе». Универсальный аксессуар, который современный человек носит всегда с собой. Как часы, кошелек, сумочку... Утром рука уже привычно нащупывает на прикроватной тумбочке «Siemens» или «Nokia», по сотовому мы сверяем время, переписываемся со знакомыми. Остается лишь удивляться: как жили без него раньше?

Мой коллега остроумно сравнивает мобильник с колокольчиком на шее быка, за который можно дернуть в любую минуту. Эта ироничная аналогия сегодня вполне справедлива. Но вы бы могли сейчас отказаться от этого многофункционального устройства? Наверное, испытываете дискомфорт, когда на счете заканчиваются деньги или разряжается аккумулятор? Готовы ли отказаться от сотового на неделю, две, месяц? Вряд ли. А это, между прочим, первые признаки зависимости...

Судя по всему, белорусы подвержены ей не меньше, чем самые «мобильные» европейцы. Каждый третий житель страны подключен к сети сотовой связи. В одном из минских сервисных центров по обслуживанию телефонов мне рассказали, что посетители готовы переплатить за срочный ремонт, только бы не ждать несколько дней, пока телефон починят. «Клиенты не хотят расставаться с мобильником дольше чем на пару часов, — говорит менеджер Ольга. — Оказывается, многим трудно прожить без сотового даже сутки: постоянно звонят родственники, деловые партнеры, знакомые...»

Тем не менее белорусские медики еще не зарегистрировали ни одного случая болезненной зависимости от мобильников (в отличие от привязанности к компьютерам. — Авт.). Пациенты с такими симптомами за помощью в больницы не обращались, сообщили в Минском городском центре пограничных состояний и психотерапии. «Да и проблема мобильной зависимости для нас пока неактуальна, — считает врач–психотерапевт центра Владислав Ивановский. — С таким же успехом можно назвать болезнью регулярный просмотр телевизора или приготовление поп–корна в микроволновке. Общение по телефону никогда не сможет заменить реальное. Ведь большая часть информации передается невербально — с помощью жестов, мимики, позы».

Немецкие специалисты считают, что наиболее вероятно сейчас подхватить SMS–манию. Переписка по телефону все равно что пинг–понг: ты посылаешь письмо — через минуту приходит ответ. Письмо — ответ, ответ — письмо... Однако невинная забава может превратиться в навязчивую идею. Особенно этому виду зависимости подвержены подростки с еще не сформировавшейся психикой. Они уходят в иллюзорный мир, виртуальная среда обитания может вытеснить нормальные человеческие контакты, создать серьезные психологические проблемы в будущем.

— Такие пациенты есть и в Беларуси, — продолжает Владислав Григорьевич. — Им свойственны замкнутость, закрытость, они испытывают затруднения в общении с окружающими. Виртуальное общение полностью заменяет им реальное. «Подсевшие» на виртуальную игру уходят в другой мир, где все проще и легче. В худшем случае терапия может занять несколько лет. И лекарствами тут не помочь. Главное, разобраться в собственных внутренних противоречиях и попытаться решить их, быть откровенным с собой.

Есть и другая опасность. Те, кто часто набирает SMS–сообщения, рискуют заработать болезни рук. В частности, тендинит (воспаление сухожилий). Такими недугами в основном страдают наборщицы текстов. От большой нагрузки у них затекают запястья, распухают суставы, сводит пальцы. Чем меньше кнопки у телефона, тем больше риск возникновения заболевания.

В то же время операторы сотовой связи стараются завлечь больше людей заманчивыми SMS–играми, переписками и прочими конкурсами. Как–то я сам попался на виртуальную удочку. Опомнился через полчаса, когда потратил около 7 тысяч рублей...

— Мобильник стал продолжением нас самих, — резюмирует Владислав Ивановский. — Это как часть тела, иногда мы даже ассоциируем себя с телефоном. Но сотовый лишь упрощает жизнь, и явной зависимости он вызвать не может.

Кстати

В Беларуси по данным на начало ноября 2005 года зарегистрировано 3 миллиона 743 тысячи абонентов мобильной связи. Вскоре первого коммерческого клиента подключит государственный оператор сотовой связи — компания БеСТ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter