Рассказывают участники Парада Победы – 1945-го

«Смотрю вперед, но справа вижу Сталина, Жукова, Рокоссовского...»

Участники Парада Победы – 1945-го:


05-1500.jpgВИТЕБЧАНИН Павел Филиппович БАВЫКИН легендарный летчик, один из немногих, кому посчастливилось видеть Сталина, Рокоссовского и Жукова в победный год на Красной площади. Участие в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года он считал самой яркой страницей в своей биографии. В марте этого года ветерана не стало...

Но остались многочисленные газетные публикации о нем, до мельчайших деталей помнят рассказы ветерана его родные.

В ИЮНЕ 1945-го Павел до последнего момента не знал, зачем его в спешке привезли в Москву. Всем военным, прибывшим с разных фронтов, выдали новую форму. Павел Филиппович рассказывал:

— В районе ежедневно занимались строевой подготовкой. Маршировали по 12 часов в сутки. А потом нам объявили, что Сталин подписал указ о проведении Парада Победы. Подняли нас в два часа ночи и вывезли на Красную площадь. Сразу после построения начался проливной дождь. Стояли под дождем до парада и шли под ним. Я был ведущим шеренги и во время прохождения по площади смотрел прямо в затылок впереди идущему воину. А все остальные — направо. Но я все же видел Сталина, Жукова и Рокоссовского. Зрелище впечатляющее, до сих пор мурашки по коже. Я не верил своему счастью: такая честь выпала — попасть на Парад Победы.

У Павла Бавыкина богатая биография и героическая судьба. Немцы его сбивали трижды. Первый раз возле Витебска. 

— Ко мне в кабину сел фронтовой оператор. Во время полета машина получила пробоину и вошла в штопор. Мотор заглох. Мы потеряли две тысячи метров, садились на лес. С деревьев летели ветки, они ломались как спички. В итоге наш Ил-2 застрял на макушках елей. Пробоина была огромная. Корреспондент вытащил свою аппаратуру и стал фотографировать, а потом отметил: «Правильно начальник штаба сказал, что надо только с тобой летать», — вспоминал ветеран.



Боевой путь летчика отмечены двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степени, а также 28 медалями. Он служил в бомбардировочном, а затем штурмовом авиаполках. В течение нескольких месяцев непрерывных полетов Павел Бавыкин вырос от старшего летчика до заместителя командира эскадрильи, а потом и сам стал возглавлять авиагруппы в бою, иногда совершая по 3—4 вылета за сутки.

ПАВЕЛ Филиппович прожил 96 лет. Дочь Наталья Павловна вспоминает:

— Папа оставался творческим человеком даже в последние дни жизни. Утром все уходили на работу, а он принимался выпиливать из дерева поливочную машину. Это приспособление использовали в его родной деревне Ладовская Балка Ставропольского края родители. Он хотел показать всем, по какому принципу она работает. Павел Филиппович обожал своих четверых внуков…

Его стихией оставались самолеты. Макет того, на котором летал — штурмовика Ил-2, — сейчас в квартире. Дети и внуки подарили конструкторский набор. Павел Филиппович часами разбирался в схемах, склеивал детали.    

Почему решил стать летчиком? Об этом, говорил ветеран, 75 лет назад только ленивый не мечтал. Но ему повезло чуточку больше остальных: вместе с другом прошел отбор в училище. Потом началась война… 

В послевоенное время Павел Филиппович служил в Прибалтике, Германии командиром эскадрильи. В 1960 году после увольнения в запас вместе с семьей поселился в Витебске. Устроился на заводе имени С. М. Кирова. Начинал с нуля: учеником слесаря, потом слесарем. А спустя годы стал заместителем начальника цеха.

14 лет в средней школе № 9 преподавал начальную военную подготовку. Характерная черта Павла Бавыкина — активная жизненная позиция. Он до последнего времени был членом лекторской группы при ветеранской организации и часто выступал в учебных учреждениях Витебска.

…2015-го:


«Горжусь тем, что такая военная техника у нас есть»


В ДЕНЬ Победы 170 будущих офицеров военно-технического факультета БНТУ пройдут в парадной «коробке» в составе войск Минского гарнизона. Претенденты подбирались тщательно, ведь военный факультет — единственный среди военных факультетов вузов, курсанты которого участвуют в параде в честь 70-летия Великой Победы, говорит заместитель начальника факультета Виктор Макаревич. 6 мая прошла последняя репетиция парада. С одним из его участников — 18-летним Глебом ПИЦИШИНЫМ из Слонима — мы и разговорились. Он учится на кафедре обеспечения финансовой деятельности войск.

— Глеб, тяжело давалась строевая? 

— Поначалу да. Маршировали на стадионе, заменявшем плац, по два часа два раза в неделю. Плюс хождение строем — в столовую и на учебу. Через месяц начались тренировки в 120-й гвардейской отдельной механизированной бригаде, которая располагается в Уручье. Здесь же собраны курсанты Военной академии, МЧС, Института погранслужбы, факультета внутренних войск МВД и другие.

— Твое к параду отношение.

— Для факультета и меня лично — это более чем почетно. Спрашивали: кто хочет участвовать? Никто не отказался. Даже девушки из Венесуэлы, которые учатся у нас, подняли руки. Но по уставу не положено. Они будут лишь зрительницами.

А 22 апреля в актовом зале перед нами выступил участник Великой Отечественной Анатолий Седых, очень тепло нас напутствовал. Об усталости и отсутствии свободного времени не думаю, отдохну потом. Ведь такой парад — один раз в жизни.  Чего только стоит боевая техника — самоходные гаубицы «Гвоздика», белорусская реактивная система залпового огня «БелГрад», мощнейший «Смерч», тактические ракетные комплексы «Точка». Их я увидел впервые. И знаете, горжусь тем, что все это у нас есть. Есть, чем в случае чего, закрыть свою страну.

— Твои родственники военные? 

— Отец Орест Пицишин — артиллерист, гвардии полковник. А у прабабушки и прадедушки судьбы тесно переплетены с Великой Отечественной войной. Кто знает, может, мои близкие никогда бы не встретились, если бы не роковое стечение обстоятельств. Прадед, Ефим Караховский, во время бомбежки закрыл собой мою прабабушку Беллу. По иронии судьбы, хотя до войны жили в одном и том же городе Поставы, они встретились лишь на фронте. 

— Знаешь, каким боевым путем прошли твои родственники?

— Недавно написал о них эссе. Мою прабабушку по линии мамы, Беллу Караховскую, война застала в 1941 году в городе Горьком, она училась в мединституте. Весь ее курс выпустили досрочно и отправили на фронт. Прабабушка попала в 109-ю стрелковую бригаду 13-й армии. Затем служила командиром приемно-сортировочного взвода 31-го медсанбата 5-й стрелковой Орловской дивизии Брянского фронта.  Приходилось и оперировать, и ампутировать конечности. Это была работа, далекая от педиатрии, но на фронте не хватало хирургов… Закончила войну капитаном медицинской службы. Позднее ей присвоили звание майора. В мирное время работала главврачом Слонимской районной больницы. Награждена медалью «Ветеран труда» и боевых наград немало.



Прадедушка Ефим Караховский окончил педагогический институт, ушел в армию в 1939 году. Оттуда его по комсомольской путевке направили в Калинковичское артиллерийское училище. Служил на передовой в противотанковой артиллерии. Был дважды ранен. В составе 2-го Украинского фронта воевал на Курской дуге, форсировал Днепр, дошел до Берлина, расписался на Рейхстаге. Имеет 17 боевых наград, в числе которых три ордена  Отечественной войны — два первой и один второй степени. После войны служил в армии в должности заместителя командира полка  по политической работе.

Кстати, родители моего другого дедушки по линии мамы тоже познакомились на фронте. Мама дедушки, Серафима Бумагина, ушла добровольно на фронт в июне 1941-го. Службу проходила в медико-санитарном батальоне 147-й пехотной дивизии, входившей в состав Киевского укрепрайона. 18 сентября 1941 года началось отступление наших войск, были попытки прорвать кольцо окружения. Прабабушка и будущий прадедушка военный врач Рафаэль Поповьянц, продвигались на восток, под ожесточенным огнем противника сопровождали в тыл большую группу раненых. 

К двигавшейся санчасти присоединились десятки раненых бойцов и командиров. Медсанбат, где находились мои прабабушка и прадедушка, попал под обстрел. Осталось несколько машин и повозок, а раненых прибавлялось. Многим требовалась срочная помощь. Когда группа достигла села Кучаково Бориспольского района, обоз остановился. 

Жители села согласились помочь раненым. Часть их разместили в школе, кого-то разобрали по домам. Отступающие части проходили мимо, но медики не бросили раненых. Три месяца действовал госпиталь на захваченной территории — через него прошли более 500 военнослужащих и командиров Красной Армии. В декабре 1941 года оставшиеся в госпитале бойцы начали прорываться из окружения к своим, сумели перейти линию фронта в районе города Пятихатки Днепропетровской области. Прабабушка и прадедушка служили до конца войны во фронтовых госпиталях. 

Мой прадед Рафаэль тридцать с лишним лет отдал служению Родине, уволился в запас в звании полковника медицинской службы. Он был хирургом высшей категории, заслуженным врачом РСФСР, награжден орденом Красной Звезды и другими. Прабабушка Серафима Бумагина служила до 1947 года. Жила в Нижнем Новгороде, на пенсию ушла в 1999-м. Кстати, в деревне Кучаково Бориспольского района установлен обелиск: склоненная над раненым медсестра. Ее прообразом стала моя прабабушка. Ей посвящена книга Александра Полонского «Подвиг милосердия».

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter