Смотрящая за клипами

Кажется, будто ее телевизионные репортажи с концертов и презентаций я помню с детства.
Кажется, будто ее телевизионные репортажи с концертов и презентаций я помню с детства. Хотя она младше меня на целых два курса БГУ. Катя МАЙ - фигура в музыкальной тусовке легендарная. Во-первых, снялась в первом клипе "Крамбамбули" "Абсент". А это значит, что ее знают все, кто интересуется современной белорусской музыкой. Во-вторых, является координатором первого Интернет-проекта о клипах "Смотритель" (www.smotritel.com). То есть держит руку на пульсе музыкальной жизни столицы. Словом, если нужно поговорить о музыке и клипах, то лучше собеседника, чем Катя Май, не найти.

- Катя, для начала объясни тем, кто не в курсе, что это за сайт такой - "Смотритель"?

- Это ресурс, посвященный белорусским видеоклипам. Не секрет, что в белорусском секторе Интернет до недавних пор не существовало ни одного сайта, посвященного музыкальным роликам. Мне показалось, что эту информационную нишу было бы интересно заполнить. "Смотритель" - это логичное продолжение моей научной работы. Я учусь в аспирантуре БГУ и занимаюсь изучением художественного аудиовизуального языка. На нем, собственно, и создаются музыкальные видеоклипы. Это очень интересная область знаний и достаточно неизученная.

- Ты держишь руку на пульсе музыкальной жизни Беларуси. А вот интересно, можешь ли ты сказать, кто первый снял видеоклип в нашей стране?

- Наверное, первыми белорусскими клипмейкерами было бы правильно назвать режиссеров, работавших в 1970 - 1980 годы в музыкальной редакции Белорусского телевидения. В архиве я обнаружила видеозаписи конца 80-х. Среди них первый клип "Мрои" "Я - рок-музыкант", снятый на волне социального рока. Первые работы Анатолия Вечера для "Нейро Дюбеля" и "Нового неба". Сейчас на них очень интересно смотреть. Лет 10 назад режиссеры стремились "создавать искусство", но никто не знал, как именно это сделать. Каждый клип был визуальным экспериментом. К сожалению, сейчас клипы, созданные в конце 80-х - начале 90-х, редко можно увидеть. В "Клип-обойме", правда, есть рубрика "Ретро-новости". Там иногда показывают первые клипы Алексея Шедько, первые режиссерские работы Тамары Лисицкой. Они, кстати, и сейчас смотрятся вполне актуально. Что-то в этих работах есть такое, свое...

- А словами можешь это "свое" выразить?

- Смотришь московские клипы и понимаешь, что в них "вкинута" куча "бабок", потому что продюсерам и менеджерам артиста нужно "втюхать" его песню. Клип - это инструмент маркетинга. Его задача - помочь продать альбом. У нас, в Беларуси, к клипам совершенно иное отношение. Артисты и зрители полагают, что клип - это визитная карточка исполнителя, расширяющая зону контакта артиста и его поклонников. Такая позиция диктует иные визуальные средства воплощения.

- Перед тобой вся панорама белорусских видеоклипов. Мы можем говорить, что это настоящая индустрия? Есть, на твой взгляд, достойные примеры?

- Для себя я поделила все клипы на две группы. Сценарные ролики, в которых присутствует ярко выраженный сюжет. Вторая группа - клипы, построенные на спецэффектах. Здесь важно построение ролика, визуальная пунктуация, если хотите. Вообще, артистов, которые у нас к клипам относятся серьезно, можно пересчитать по пальцам: "Ляпис Трубецкой", "Леприконсы", "Новый Иерусалим"... Увы, ситуация с Алексеем Хлестовым для нашего рынка показательна. У самого ротируемого белорусского исполнителя до сих пор нет клипа. Очевидно, как бы ни хотелось артисту иметь свой ролик, он понимает, что деньги, затраченные на его производство, будут выброшены на ветер. Гораздо выгоднее и, как мне кажется, более эффективно поучаствовать в нескольких ток-шоу, в национальном хит-параде "На перекрестках Европы".

- Из того, что все-таки снято в Беларуси, можешь назвать удачные, на твой взгляд, работы и совсем неудачные?

- Мне лично очень нравится творчество Александра Шульги. Он снимает клипы для группы "Новый Иерусалим". Его ролик на песню "Любовь в ладонях" - пример грамотного, сделанного по всем законам аудиовизуального искусства продукта. Творчество режиссеров-гигантов Владимира Янковского и Игоря Пашкевича вообще не обсуждается. Это профессиональные клипмейкеры, чье творчество наверняка знакомо многим: работы на песни Лики Ялинской, Ларисы Грибалевой (Янковский), "Ляписов", "Жуков" (Пашкевич). Хорошие клипы у Дмитрия Понтелейко, режиссера СТВ. С ним вы, вероятно, знакомы по работе "Н2О" для группы "По глазам". А неудачные работы - это те, которые снимаются без знания каких бы то ни было правил. Впрочем, говорят, что в эпоху постмодернизма правил не существует. Я думаю, главное, чтобы в клипе видеоряд не существовал отдельно от музыки. Иногда, однако, зрительская реакция и зрительские симпатии бывают непредсказуемыми. Например, за брутальный клип "Ели мясо мужики" группы "Король и шут" зрители "Клип-обоймы" голосовали не один месяц. Приблизительно такая же ситуация сейчас с клипом Алеси "Птицы". Как бы к нему ни относились, он устойчиво стоит на вершинах всех хит-парадов. Тут дело скорее не в клипах даже, а в аудитории исполнителей. У Алеси, групп "НРМ" или "Нейро Дюбель" очень активные поклонники. Им не лень позвонить, проголосовать за любимого артиста. И совершенно неважно, что клип, который они поддерживают, возможно, снимался ровно час и столько же монтировался.

- Так ты говоришь, в Беларуси всего несколько режиссеров, которые занимаются производством клипов профессионально?..

- В прошлом году появилось несколько интересных работ студентов Академии искусств. Например, Владимир Биндюков снял клип на песню "Колхоз" для группы "ZET". Игорь Чередниченко - "Модели" для "Тяни-толкай". Макс Субботин снял работу для "Мадеры Хард Блюз". Может быть, со временем кто-нибудь из них завоюет статус модного клипмейкера. А пока рок-тусовка исправно обращается к Вечеру. Он, как говорится, "маститый и проверенный".

- А у тебя самой нет таких амбиций?

- Могли бы появиться. Но пока я бы предпочла остаться в роли смотрителя, а не производителя роликов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter