Смотрите: там, за стеной, коммунизм

13 августа 1961 года Берлин проснулся разрезанным надвое колючей проволокой
13 августа 1961 года Берлин проснулся разрезанным надвое колючей проволокой

Началось сооружение Берлинской стены — одного из самых известных символов холодной войны. В операции были заняты четыре дивизии Западной группы войск и 20 тысяч немецких солдат, полицейских, строителей. Пока возводили бетонный «занавес», по обе его стороны стояли советские и американские танки. Колючая проволока перегородила 193 улицы, трамвайные пути и линии метро. В приближенных к границе местах были заварены водопроводные и газовые трубы, перерезаны электрические и телефонные кабели. Линия раздела пролегла через площади, мосты, пруды и парки, бульвары и кладбища. Уже к 15 августа вся западная зона была обнесена «колючкой». Затем, чуть отступив в глубь территории, чтобы не нарушать Потсдамских соглашений, приступили к возведению стены из специальных бетонных блоков.



«Осси» и «весси»

Ситуация здесь начала обостряться еще в 1958 году. СССР в лице Никиты Хрущева обвинил Запад в игнорировании Потсдамских соглашений. Хрущев заявил, что Советский Союз отменяет международный статус Берлина и что он полностью является столицей ГДР. В то же время он потребовал от США, Франции и Англии провести переговоры о превращении Западного Берлина в свободный демилитаризованный город. Требование было отвергнуто, и все дальнейшие переговоры ни к чему не привели.

Одновременно нарастало и противостояние между ГДР и ФРГ, друг против друга следовали различные экономические и политические санкции. В 1960 году ГДР ввела ограничение на въезд граждан ФРГ. В ответ западные немцы отказались от торгового соглашения. Власти ФРГ и ГДР бесконечно обвиняли друг друга в саботажах, поджогах, провокациях и прочем.

Положение ухудшилось после того, как в 1961 году ГДР приняла экономический курс на то, чтобы догнать и перегнать ФРГ. До возведения преграды «осси» и «весси» — так позже стали называть жителей ГДР и ФРГ — могли беспрепятственно ходить друг к другу в гости. Правда, для большинства восточных немцев такие прогулки были односторонними: статистика бегства граждан социалистической Германии в соседнюю капиталистическую весьма внушительна.

Увеличенные производственные нормы, вызвавшие хозяйственные затруднения, проведенная насильственная коллективизация, высокие заработки в Западном Берлине подталкивали граждан ГДР бежать на Запад. Только в 1961 году в перебежчиках числилось 100 тысяч человек, в основном молодые квалифицированные специалисты. А в июле, за месяц до начала строительства, началось повальное бегство — по тысяче человек в день. Это вновь послужило поводом ГДР выдвинуть обвинения в сторону ФРГ.

На строительство «бетонного занавеса» потратили 150 миллионов долларов, причем сооружался он очень долго. В результате общая длина составила 155 километров, высота достигала 4 метров. Добраться непосредственно до самой стены, не говоря уж о том, чтобы преодолеть ее, было практически невозможно, так как в разных местах она была усилена железной решеткой с сигнализацией и колючей проволокой, натасканными на людей овчарками, освещалась прожекторами, была оборудована пятикилометровым противотанковым рвом и, наконец, контрольной полосой.

Помню, во время поездки в ГДР, экскурсоводы, водившие туристов к Бранденбургским воротам, объясняли появление Берлинской стены возможной агрессией со стороны Запада. Правда, получилось, что вся эта мощь обратилась не против «коварных соседей», а в сторону самой социалистической Германии. Конкретный факт: последними перебежчиками, которые без помех перебрались в Западный Берлин, стали десятки военнослужащих ГДР, которые возводили бетонный рубеж.

Заметим, с годами стена пережила массу модернизаций, вплоть до установки мин, шипов, пробивавших ноги беглецов, оснащения пограничников огнеметами и пулеметами, превратившись в сложное инженерно-техническое сооружение, этакого  многоуровневого бетонного монстра.


13 августа 1961 года Берлин проснулся разрезанным надвое колючей проволокой

Тараном через границу

Сейчас через весь Берлин идет «линия стены» — выложенный на асфальте двойной ряд брусчатки. Осталась и ее часть как напоминание о не таком уж и далеком прошлом. Кстати, в свое время с противоположной, западной стороны доступ к стене был совершенно свободен. Ее украшали картинами, надписями и рисунками, нанося их красками из аэрозольных баллончиков. 

Один западногерманский художник запечатлел здесь свое самое последнее «произведение». Разбежавшись, он головой врезался в преграду. В Западном Берлине это был, пожалуй, единственный случай, когда возле стены погиб человек. 

С восточной же стороны человеческих жертв было намного больше. Правда, самоубийств никто не совершал. Напротив, люди предпринимали отчаянные попытки преодоления бетонного «занавеса» в надежде на лучшую долю. Многим это стоило жизни. По официальным данным, при пересечении стены погибло более ста немцев. Неофициальная же статистика насчитывает их около полутора тысяч человек.

Берлинцы пробовали преодолеть эту немецко-немецкую границу все 28 лет ее существования. Жители ГДР использовали любые, даже самые неправдоподобные способы: рыли тоннели, прыгали на парапланах из окон, летали на воздушных шарах, а одна семья даже катапультировала своего ребенка через заграждение. По берлинским каналам плыли в аквалангах. Таких «ныряльщиков» ловили специальными заградительными сетями, которые обычно устанавливают против подводных лодок. 

А 17 апреля 1963 года 19-летний Вольфганг Энгельс протаранил бетонную преграду на подготовленном к первомайскому параду… советском бронетранспортере. 

Юноша работал водителем командира одной из берлинских воинских частей Национальной народной армии ГДР. Ночью он пробрался в автопарк, угнал бронетранспортер и на скорости врезался в стену. Затея ему удалась частично: передняя часть машины оказалась на западной стороне, задняя осталась на восточной. Когда Вольфганг перебирался через заграждения, его дважды ранили. Он упал на западную территорию и пролежал там до тех пор, пока случайные свидетели — посетители недалеко расположенного ресторана — не нашли его и не отправили в госпиталь. Именно после этого случая вдоль стены с восточной стороны был вырыт ров.

Вольфганга, как водится, объявили врагом народа, и спецслужбы ГДР даже собирались его выкрасть, дабы провести на родине показательный судебный процесс. 

Однако самый страшный случай произошел в марте 1966 года, когда в пограничной зоне Восточного Берлина в районе Трептов патруль ГДР застрелил десятилетнего Йорга Хартманна и тринадцатилетнего Лотара Шлойзенера. Трупы детей были кремированы, а их родителям сообщили, что они погибли, забравшись в трансформаторную будку.


Историю… на сувениры

Разлученными оказались не только отдельные семьи, а целое поколение немцев. Неудивительно, что именно Берлинская стена оказалась для Запада самым ярким символом несправедливости и жестокости, самым сильным пропагандистским аргументом в споре с коммунизмом.

Правда, не обошлось и без марок и долларов. В годы холодной войны в ГДР существовала практика выпуска граждан на Запад за деньги. Такими операциями занимался адвокат Вольфганг Фогель. С 1964 по 1989 год он устроил переход границы в общей сложности для 215 тысяч восточных немцев и 34 тысяч политзаключенных из восточногерманских тюрем. Западной Германии их освобождение стоило 3,5 миллиарда марок, или 2,7 миллиарда долларов.

Тотальный проигрыш имиджевой войны стал совершенно очевиден, когда со стороны Западного Берлина было установлено несколько «наблюдательных платформ», с которых любой желающий мог посмотреть, как в зоопарке, на жизнь при коммунизме. Именно с такой платформы 12 июня 1987 года президент США Рональд Рейган произнес свою знаменитую речь во время 750-летия Берлина: «Мистер Горбачев, откройте эти ворота! Мистер Горбачев, снесите эту стену!»

Горбачев внял просьбе Рейгана через 2 года. 9 ноября в 19 часов 34 минуты член Политбюро ЦК Социалистической единой партии Германии, первый секретарь берлинского окружного комитета СЕПГ Гюнтер Шабовски на пресс-конференции, перед работающими телекамерами, проинформировал журналистов о решении властей открыть КПП. Отвечая на уточняющий вопрос, он заявил, что, по имеющейся у него информации, решение вступает в силу «сразу, немедленно». Новость моментально разлетелась по стране и миру. Интересно, что на сами пропускные пункты никакого официального указания не поступало, но тысячи людей требовали пропустить их через  границу. Ближе к ночи все внутригородские переходы были открыты, Берлинская стена пала.

В Берлине есть специальный музей, где, кроме фрагментов разрушенной стены, хранятся многие приспособления, в разное время изобретенные для ее преодоления. В ноябре 1989 года стена была разрушена, а тысячи ее кусков разобрали на сувениры или продали на аукционах. Причем некоторые «кусочки», украшающие теперь многие зарубежные коллекции, весьма внушительны — две и более тонны! 

Как утверждают мои немецкие коллеги, самая большая в мире коллекция остатков Берлинской стены находится в Польше, в маленькой деревушке Сосновке. Их привез и установил на поле зубной врач Людвиг Васетцки, долгие годы работавший в Германии. В центре композиции настоящий ГДРовский автомобиль «Трабант», стоящий между тремя огромными фрагментами бетонного сооружения. Автора явно вдохновил сюжет одной из всемирно известных «настенных» картин, украшающих берлинскую East-Side-Galery: пластиковый автомобиль пробивает бетонную преграду и несется навстречу свободе.

Впрочем, Людвиг не собирается останавливаться на достигнутом. В интервью он заявил, что при первой же возможности приобретет еще восемь—десять «кусочков» стены. 

shevko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter