За 5 лет общая условная экономия от внедрения электронных закупок составила примерно $ 1,3 млрд.

Смотрите на сайте госзакупок

Откликнуться на призыв тех, кому нужно что-то купить, сегодня может любой желающий
Помню, во время моей школьной жизни периодически возникал вопрос: на что идут выделенные отделом образования деньги, если в очередной раз призывают раскошеливаться родителей? Правда, спросить у директора напрямую стеснялись. Сейчас ответ на подобный вопрос может быть таким: «Посмотрите на сайте госзакупок». Относительно новый механизм реализуется у нас в стране несколько лет. На официальной онлайн-площадке школы, больницы, детские сады, коммунальщики, заводы размещают объявления о своих нуждах — неважно, будь то продовольствие, предметы быта или услуги. Здесь же публикуются итоги. Все честно и прозрачно.


Откликнуться на призыв тех, кому нужно что-то купить, сегодня может любой желающий. Даже из стран Таможенного союза. Дело в том, что с 2012 года с Российской Федерацией у нас действует обоюдный свободный доступ к рынкам госзакупок друг друга. С начала 2014-го подобное соглашение должно было заработать и с Казахстаном. Но партнеры до сих пор не запустили механизм признания электронной цифровой подписи, поэтому есть некоторая заминка. Директор департамента Центра электронной коммерции национального оператора в сфере электронных государственных закупок Казахстана Куат Султан приводит данные по нерастраченным средствам. Так, за пять лет общая условная экономия от внедрения электронных закупок составила примерно $ 1,3 млрд. (экономия от 15 до 30% в зависимости от сделки) за счет максимального повышения конкуренции и прозрачности торгов. Кстати, это еще немного — рассчитывали на большее.

Со следующего года по договору о ЕАЭС страны «тройки» должны непременно получить свободный доступ к сфере госзакупок друг друга. Планируется расширить и количество способов проведения торгов через интернет. В России из пяти реализуется только один, в Казахстане – четыре. В нашей стране, например, пока компьютер может выбирать победителя в конкурсе, на аукционе, биржевых торгах. К ним после соответствующих изменений в законодательстве добавится еще и вариант запроса ценовых предложений. Станет обязательным и размещение договоров, стоимость которых превышает 3 тысячи базовых, или 450 миллионов рублей. А вот закупка из одного источника в странах «тройки» по-прежнему будет закрытой. Правда, прежде нашим государствам еще предстоит определить единые критерии многих этапов торгов и классификаторы для удобства размещения заявок по группам. Успеем ли?

К слову, это не единственные моменты, которые стоит побыстрее прояснить. Блок нерешенных и проблемных вопросов обозначила консультант департамента конкурентной политики и политики в области госзакупок ЕЭК Татьяна Козловская. Начала она с самого простого – торговых площадок. На три страны их всего восемь. И на каждой должны быть сведения о законодательстве, желательно трех стран (а его еще придется обновить), информация о закупках, начиная с приглашения и заканчивая исполнением договоров в открытом доступе. А с 2015 года добавится информация о жалобах и результатах их рассмотрения. Но даже сегодня обязательный минимум несвоевременно появляется на сайтах. Да и зачастую планы закупок не корректируются – приходится открывать каждую понравившуюся и смотреть, актуально ли еще предложение. Пока разберешься со всем, можешь и не успеть подготовиться к тому, что все договоры нужно будет заключать удаленно – есть такое намерение к 2016 году.

По некоторым оценкам, «отщипни» наши производители 2—3% от бескрайнего российского рынка госзакупок, зарубежные поставки тех же машиностроительных предприятий, сельхозорганизаций, строителей могли бы вырасти на треть. По словам заместителя руководителя департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Георгия Чиженькова, российский рынок госзакупок только в прошлом году измерялся головокружительной суммой в 6 триллионов российских рублей, из которых 1,5 триллиона составляли потребности столицы. Вот только растущие аппетиты российских госконтор, судя по данным ЕЭК, наши производители не торопятся удовлетворять. Так, начиная с 2011 года и по сентябрь 2014-го включительно стороны заключили всего 604 договора на сумму в 535 миллионов российских рублей (около 150 миллиардов наших). Впрочем, с казахами братья-славяне торгуют и того реже: 166 договоров на 53 миллиона российских рублей.

Отчасти, по мнению заместителя директора Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Александра Запольского, заинтересованность с нашей стороны сбивают некоторые правила. Например, внесение денежного аукционного и конкурсного обеспечения, а также обеспечения исполнения контракта. С 2014 года оно может быть представлено и в виде банковской гарантии, однако в реестре банков и банковских гарантий Российской Федерации белорусские банки отсутствуют напрочь.

Надо сказать, наши производители даже у себя в стране вяло участвуют в процедурах госзакупок, на что неоднократно указывали в Правительстве. В итоге одни торги признаются несостоявшимися, другие «лоты» уходят к иностранцам. Например, по статистике ЕЭК, с 2011-го по 2013 год с российскими поставщиками было заключено 1729 договоров на сумму более 1,5 триллиона белорусских рублей. Для сравнения: если суммировать все виды закупок у нас, то их объем может достигать 10—15 миллиардов долларов в год, озвучивали ранее эксперты.

МНЕНИЕ «ЗА»

Павел ЖУКОВСКИЙ, начальник управления государственных закупок Минторга:

— Участники порой не осознают, когда подписывают свое предложение электронной подписью, что это может повлечь ответственность. Например, не располагают необходимым штатом для выполнения работ и на субподряде привлекают непонятно кого. Подписался – значит, должен располагать заявленными ресурсами, чтобы не срывать заказы. Чтобы обезопасить участников из других стран, мы выступили за создание единого реестра. Провинился в одном государстве – получи «красную карточку» на два года: с 2015-го время «удаления» увеличится еще на год. Но в других странах эту инициативу пока не поддержали.

МНЕНИЕ «ПРОТИВ»

Татьяна ДЕМИДОВА, начальник управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС):

— Требования по многим закупочным процедурам в зависимости от страны разнятся. В России, например, заказчик не имеет права требовать от исполнителя наличия технических, трудовых и финансовых ресурсов. Забота участника — их найти, даже если нет таковых, скажем, людей в штате. Главное — чтобы обязательства были исполнены качественно и в срок. А иначе не обойдется без перегибов: сотрудник уволился – иди в реестр за это нарушение. Если производитель попадет в «черный список», да еще сразу в трех странах, это приведет минимум к существенному спаду его экономической активности, максимум — к ликвидации.

Мария ДРУК 

m_druk@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter