Смотри, не замерзай-ка!

Корреспондент «Р» лабораторно проверила омывающую жидкость от разных производителей

Каждую зиму водители покупают литры стекло-омывающих средств. Некоторые из них служат на совесть, а другие, как оказывается в процессе использования, вовсе не годятся: оставляют белые разводы на лобовом стекле, фарах и, вообще, замерзают.

Производители указывают разные цифры на упаковках, но соответствуют ли они действительности?

Специалисты утверждают: на глаз определить, какая «незамерзайка» из всех предложенных на рынке качественная, практически нельзя. Корреспондент «Р» в преддверии очередных морозных дней выбрала несколько упаковок зимних стеклоомывателей в минских ТЦ и на АЗС и отдала в лабораторию на испытание холодом.

Проверяем пять «омываек» от трех производителей: из Беларуси, России, Литвы. Самая дорогая из них литовская — за 4 литра отдаю больше 10 рублей. Три наши и одна российская в одной ценовой категории — 4—5 литров стоят около 7—9 рублей.

Первый эксперимент провожу в морозную погоду. Одни производители стеклоомывателей обещают, что не замерзнет при -20, другие — при -25. Итак, оставляю жидкости в авто.

Пахнут стеклоомыватели, мягко говоря, неприятно. Однако, если они вовсе не имеют запаха, значит, дело плохо:
«незамерзайка» сделана на основе запрещенного в нашей стране метанола

Утро. На улице -13 градусов. Смотрим: стеклоомыватели выдержали мороз — жидкие, как и были.

А теперь едем в аккредитованную лабораторию испытаний ЛКМ ЧУП «МАВ» в Дзержинске: там проверим их при более низких температурах.

Нас встречают инженер-технолог Юлия Гапич и инженер-лаборант Татьяна Лукьяненок. Они будут проводить испытания стеклоомывающих жидкостей по показателю «температура кристаллизации» в соответствии с ГОСТ 18995.5-73. Специалисты разливают стеклоомыватели в прозрачные баночки, нумеруют их и отправляют в холодильник с температурой -18.

Температура охлаждающей бани должна быть на 5—10 градусов ниже предполагаемой температуры кристаллизации.
То есть, если мы испытываем жидкость с показателями -20 градусов, то наша баня будет поддерживать температуру -30.

— Определять температуру кристаллизации будем прибором Баумана-Фрома, — рассказывает Юлия Гапич и показывает на прозрачные пробирки. — Суть проверки — через него мы наблюдаем за изменениями температуры охлаждающей жидкости во времени. И фиксируем температуру кристаллизации.

Специалисты, не подпуская журналистов к сложному процессу, берут 500 мл ацетона и заливают его в пробирку, в будущем именуемую охлаждающей баней. После этого аккуратно добавляют в него сухой лед, температура которого -80 градусов по Цельсию.

Когда «баня» готова, приходит очередь стеклоомывателей. Первый испытуемый, сделанный в Осиповичском районе на основе изопропилового спирта, «прикрывает» свой запах отдушкой «Белая Фрезия». Пахнет, конечно, не очень. Но специалисты подчеркивают: если стеклоомыватель вообще не пахнет, нужно бить тревогу и ни в коем случае его не использовать! Заведующая лабораторией Наталья Быстрая отмечает:

У нас вся продукция сделана на этиловом техническом или изопропиловом спирте
. И какую бы отдушку не использовали производители, а полностью убрать запах спирта, особенно изопропилового, никак нельзя.

— Не пахнет только метанол. Его использование в нашей стране запрещено. Только производители, желающие сорвать куш и обмануть людей, делают подпольно жидкости на основе такого спирта. А ведь метанол вызывает слепоту!

Сотрудники лаборатории заливают в колбу стеклоомыватель, ее помещают внутрь прибора Баумана-Фрома. Первого «участника», согласно характеристикам, можно использовать при -20, сказано на этикетке. Посмотрим…

— Испытуемый образец перемешиваем, чтобы температура охлаждения была равномерна по всему объему жидкости, — объясняет Юля. — Температура охлаждающей бани должна быть на 5—10 градусов ниже предполагаемой температуры кристаллизации. То есть, если мы испытываем жидкость с показателями -20 градусов, то наша баня будет поддерживать температуру -30.

Татьяна помогает Юлии — постепенно добавляет в охлаждающую жидкость сухой лед, и температура падает.

Температура сухого льда составляет минус 80 градусов по Цельсию

— Когда будет наблюдаться снижение температуры нашего испытуемого материала и когда она зафиксируется на некоторое время на определенном участке, это будет свидетельствовать о том, что началась кристаллизация. Вот, кстати, смотрите, — Юлия Гапич показывает на колбу — и впрямь видны небольшие кристаллы при температуре -20,1. — Видите, температура становится ниже предполагаемой нормы кристаллизации, а потом самопроизвольно повышается. Мы прекращаем перемешивание. Затем температура повышается и, достигнув определенного максимума, останавливается на одном показателе в течение некоторого времени — это и есть точная температура кристаллизации — в нашем случае это -18,2. Таким образом, эту температуру мы и принимаем за кристаллизацию.

Если добавить еще пару градусов, то эта «омывайка» замерзнет. Напомним, что производитель сообщил на этикетке, что стеклоомыватель можно использовать при -20.

— Можно сказать, что тест пройден, — заключает лаборант Татьяна Лукьяненок.

На очереди российский товар. Обещает быть в норме до -20. И не врет: кристаллизацию наблюдаем на -19,8. Литовская «незамерзайка» при заявленных -20 кристаллизуется при -22,8. Испытуемый из Бобруйска тоже неплох. На этикетке сказано, что можно его использовать при температуре -25. Кристаллизация начинается при -24,6. Напоминаем, что замерзнет жидкость в таком случае примерно при -26 градусах. Так что производитель не врет. А вот стеклоомыватель из Колодищей, увы, не радует. На этикетке -20, а кристаллизация началась при -17,2! Вроде не трагично, но все же… Это самый слабый результат. После нескольких дней проверок пяти стеклоомывателей эксперты берутся за их повторное исследование. Зачем?!

Cамое главное, водитель при использовании стеклоомывателя не должен испытывать дискомфорт.

— Чтобы быть точными, не ошибиться, необходимо исследовать дважды. Средний результат этих экспериментов и окажется верным, — объясняет Юлия Гапич. — Вам бы стоило привезти что-нибудь с рынков, трасс. Уж там-то были бы те, кто замерзнет и при -10, обещая быть в жидком состоянии при -30.

Наталья Быстрая добавляет:

— Производитель, который хочет работать на рынке долго, будет делать качественный стеклоомыватель. Чтобы попасть на прилавок, такая жидкость должна пройти много тестов: токсикологических, гигиенических, санитарных… Главное, конечно, чтобы товар устраивал потребителей, — замечает Наталья Быстрая.

Интересно, а о чем говорит появляющаяся светлая пленка на лобовом стекле и фарах после «незамерзайки»?

— Представьте себе, что вы едете в идеальных погодных условиях — на улице легкий мороз, дорога чистая… Вдруг на стекло попала грязь, вы использовали стеклоомыватель, и тут появляется белый налет. Откуда он? Ответ: скорее всего, производитель данного стеклоомывателя использовал воду высокой жесткости. Если же вы едете по трассе Минск — Брест, где идут фура за фурой и из-под их колес на вас летит грязь и соль, то говорить о том, что «омывайка» плохая не приходится.


Многие стеклоомыватели стали производить практически в одинаковых упаковках, с похожими этикетками. Это тот самый случай, когда один производитель долгое время работал на результат и завоевал внимание водителей, а другие — новые поставщики «незамерзаек» — делают похожий внешне товар, чтобы покупатель по наитию купил его. Качество, конечно, может быть совершенно другим.

— Если товар находится на полках наших магазинов, он соответствует нормам Беларуси и Таможенного союза. Раньше были случаи, когда на испытания производители давали не свой продукт, а конкурента и, проходя тест, продавали совершенно другой — плохой товар. Но теперь такого нет. Вопросы остаются только в отношении тех стеклоомывателей, которые ввезли нелегально и торгуют ими в несанкционированных для продажи местах. Но тут покупатель сам решает, что ему приобретать, — говорит Наталья Быстрая. — В целом только методом проб и ошибок можно определить, какая «незамерзайка» вам подходит. Не попробуешь — не узнаешь. Технология создания стеклоомывателей не слишком сложна, а количество машин на улицах только увеличивается. Так что и производителей незамерзающих жидкостей будет только больше, значит, и конкуренция повысится.

alinakasel@gmail.com

Фото Павла ЧУЙКО

ТЕГИ:
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости