На экраны выходит картина, снятая киностудией «Беларусьфильм» по роману Ивана Шамякина «Глубокое течение»
Журналисты начали упрашивать Маргариту Касымову показать рабочий материал фильма еще задолго до премьеры. Я тоже не смогла дождаться общественного показа, напросилась на худсовет. И, честно говоря, пожалела. Во время просмотра в маленькой студии озвучивания на «Беларусьфильме» я все время боялась, как бы не зарыдать в голос. Неудобно обращать на себя внимание членов художественного совета в такой ответственный момент. А в большом кинотеатре можно было бы не скрывать эмоций... Уверена, киноповесть «Глубокое течение» не оставит равнодушным никого.
Нашу киностудию российские мастера экрана иной раз называют «Партизанфильмом». Лично я не вижу в этом ничего обидного. Да, военное кино — наша гордость. Считают же россияне фильм «В августе 44–го...» лучшим военным боевиком последнего десятилетия. А между прочим, эту ленту снял белорусский режиссер на киностудии «Беларусьфильм».
«Глубокое течение» тоже обязательно найдет свое место в истории. Эти два мощных проекта станут, на мой взгляд, символами возрождения национального кино. Не случайно картины снимались под патронатом Президента.
Оба фильма хоть и о войне, но очень разные. После просмотра «Глубокого течения» отчетливо понимаешь, что критики имели в виду, говоря: «Пташук снял крепкое мужское кино. Настоящий голливудский блокбастер». А Касымова и Павлов сняли классическую балладу. Используя гораздо меньше технических «наворотов», они чаще достигают нужного эффекта. Тронуть сердце. Заставить душу трудиться во время просмотра. Засмеяться сквозь слезы...
«Глубокое течение» — это первый роман Ивана Шамякина, сразу принесший писателю широкую известность и позже — Государственную премию. Произведение было признано новаторским.
Киноповесть «Глубокое течение» — это история создания в Беларуси одного из многочисленных партизанских отрядов. Группа, в которую входят старик, беременная женщина и несколько сельских пацанов, во главе с комсомольским работником получает задание взять под охрану и любой ценой отстоять запасной аэродром. Этому секретному объекту суждено будет стать важным стратегическим узлом связи белорусского партизанского движения с «большой землей». Попутно партизаны прямо из–под носа у немцев вывозят из оккупированной деревни целый детский дом. Судьбы героев на фоне основных событий причудливо переплетаются. А экстремальные ситуации обнажают скрытые черты характера. Кто–то неожиданно окажется трусом и предателем, кто–то погибнет героем, а кому–то суждено найти и тут же потерять свою любовь. Режиссеры держат зрителя в напряжении все полтора часа фильма. Вот ты пробираешься через болото, проваливаясь в ледяную жижу вместе с героиней. Вот вместе с сельским врачом мужественно молчишь на допросе. Вот смеешься вместе с партизанами над бабкой–повитухой, грозящей после войны «написать на всех вас в райком партии». А вот уже не до смеха. Ясно, что из окружения выйдут не все. Финальная сцена — катарсис. Тем, кто уцелел, нужно как–то жить дальше...
«Глубокое течение» — это не приключенческий боевик, в котором из шестизарядного пистолета убивают до тридцати безликих персонажей. Здесь все достоверно. Фильм подвигает зрителя на размышления над серьезными мировоззренческими вопросами. Сможем ли мы в наш век всеобщего помешательства на «отце Бенджамине» (я имею в виду стодолларовую купюру) беззаветно защищать Родину? Маргарита Касымова утверждает, что сможем. Потому что Родина для каждого из нас складывается не из проспектов и дворцов, а из близких людей, потерять которых — самое страшное. Следующий вопрос — оправдание убийства. На войне как на войне? Хотя в природе человека этому должно все противиться... Как никогда больше не допустить фашизма?
Еще одна тема для размышлений — чудовищная экспансия американской культуры. Голливуд осознанно «промывает мозги» миру. Благодаря «рядовым Райанам» американцам уже не докажешь, что во Второй мировой войне победили не они. Ну да бог с ними. Главное, чтобы правду знали наши дети.
Смотри и помни!
На экраны выходит картина, снятая киностудией «Беларусьфильм» по роману Ивана Шамякина «Глубокое течение»