Смотри и помни!

На экраны выходит картина, снятая киностудией «Беларусьфильм» по роману Ивана Шамякина «Глубокое течение»
На экраны выходит картина, снятая киностудией «Беларусьфильм» по роману Ивана Шамякина «Глубокое течение»

Журналисты начали упрашивать Маргариту Касымову показать рабочий материал фильма еще задолго до премьеры. Я тоже не смогла дождаться общественного показа, напросилась на худсовет. И, честно говоря, пожалела. Во время просмотра в маленькой студии озвучивания на «Беларусьфильме» я все время боялась, как бы не зарыдать в голос. Неудобно обращать на себя внимание членов художественного совета в такой ответственный момент. А в большом кинотеатре можно было бы не скрывать эмоций... Уверена, киноповесть «Глубокое течение» не оставит равнодушным никого.

Нашу киностудию российские мастера экрана иной раз называют «Партизанфильмом». Лично я не вижу в этом ничего обидного. Да, военное кино — наша гордость. Считают же россияне фильм «В августе 44–го...» лучшим военным боевиком последнего десятилетия. А между прочим, эту ленту снял белорусский режиссер на киностудии «Беларусьфильм».

«Глубокое течение» тоже обязательно найдет свое место в истории. Эти два мощных проекта станут, на мой взгляд, символами возрождения национального кино. Не случайно картины снимались под патронатом Президента.

Оба фильма хоть и о войне, но очень разные. После просмотра «Глубокого течения» отчетливо понимаешь, что критики имели в виду, говоря: «Пташук снял крепкое мужское кино. Настоящий голливудский блокбастер». А Касымова и Павлов сняли классическую балладу. Используя гораздо меньше технических «наворотов», они чаще достигают нужного эффекта. Тронуть сердце. Заставить душу трудиться во время просмотра. Засмеяться сквозь слезы...

«Глубокое течение» — это первый роман Ивана Шамякина, сразу принесший писателю широкую известность и позже — Государственную премию. Произведение было признано новаторским.

Киноповесть «Глубокое течение» — это история создания в Беларуси одного из многочисленных партизанских отрядов. Группа, в которую входят старик, беременная женщина и несколько сельских пацанов, во главе с комсомольским работником получает задание взять под охрану и любой ценой отстоять запасной аэродром. Этому секретному объекту суждено будет стать важным стратегическим узлом связи белорусского партизанского движения с «большой землей». Попутно партизаны прямо из–под носа у немцев вывозят из оккупированной деревни целый детский дом. Судьбы героев на фоне основных событий причудливо переплетаются. А экстремальные ситуации обнажают скрытые черты характера. Кто–то неожиданно окажется трусом и предателем, кто–то погибнет героем, а кому–то суждено найти и тут же потерять свою любовь. Режиссеры держат зрителя в напряжении все полтора часа фильма. Вот ты пробираешься через болото, проваливаясь в ледяную жижу вместе с героиней. Вот вместе с сельским врачом мужественно молчишь на допросе. Вот смеешься вместе с партизанами над бабкой–повитухой, грозящей после войны «написать на всех вас в райком партии». А вот уже не до смеха. Ясно, что из окружения выйдут не все. Финальная сцена — катарсис. Тем, кто уцелел, нужно как–то жить дальше...

«Глубокое течение» — это не приключенческий боевик, в котором из шестизарядного пистолета убивают до тридцати безликих персонажей. Здесь все достоверно. Фильм подвигает зрителя на размышления над серьезными мировоззренческими вопросами. Сможем ли мы в наш век всеобщего помешательства на «отце Бенджамине» (я имею в виду стодолларовую купюру) беззаветно защищать Родину? Маргарита Касымова утверждает, что сможем. Потому что Родина для каждого из нас складывается не из проспектов и дворцов, а из близких людей, потерять которых — самое страшное. Следующий вопрос — оправдание убийства. На войне как на войне? Хотя в природе человека этому должно все противиться... Как никогда больше не допустить фашизма?

Еще одна тема для размышлений — чудовищная экспансия американской культуры. Голливуд осознанно «промывает мозги» миру. Благодаря «рядовым Райанам» американцам уже не докажешь, что во Второй мировой войне победили не они. Ну да бог с ними. Главное, чтобы правду знали наши дети.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter