Смотреть выше звезд

Разговор с Анатолием Ярмоленко и Алесей
Как утверждают ученые, ребенок, которого вовремя не научили говорить, во взрослые годы этому уже не научится. Точно так же, мне кажется, и подросток, слепо копирующий поведение своих кумиров и потому не ощущавший никогда радости самостоятельного выбора пути, не будет, став взрослым, стремиться к успеху. А собственно, если разобраться, чему могут научить откровения некоторых звезд эстрады или кино, регулярно появляющихся на телеэкране? За гламурными улыбками порой только зияющая пустота...

Кто же они такие, известные люди и знаменитости, кумиры молодежи: гении или простые смертные? В чем им можно подражать, а в чем не следует? Об этом наш разговор с руководителем ансамбля «Сябры» народным артистом Анатолием Ярмоленко и его дочерью, солисткой ансамбля Алесей.

— Кумиры, поклонники, молодежные идолы, культовые персоны... Обратите внимание — почти религиозная терминология. А ведь одна из основных заповедей всех мировых религий: не сотвори себе кумира, не поклоняйся идолам.

А.Ярмоленко: Вообще, лицедейство во всех его проявлениях — профессия греховная. Оно опасно тем, что вольно или невольно наполняет реальный мир иллюзиями, истинные ценности подменяет фальшивыми, вечные — сиюминутными. Представляете, какая ответственность лежит на тех, кто работает в этой сфере!

— Если в искусстве и вокруг него не присутствуют моральные императивы, то оно может быть действительно опасным.

А.Ярмоленко: Свобода творчества, свобода самовыражения, к сожалению, многими по–разному понимается. Но запретами делу не поможешь. Считаю, у каждой творческой личности должен быть свой внутренний моральный цензор. Это — прежде всего. Другое дело, если нарушается закон. Но и здесь, мне кажется, проблем нет. Есть границы — придерживайся их, нарушил — отвечай. Главное, чтобы все случаи не оставались без внимания, без реакции, без критики. Опасно молчание — это согласие с тем, что выходит за рамки дозволенного.

— А ведь влияние кумиров на молодежь намного больше родительского или учительского. Потом поздно искать виноватых.

А.Ярмоленко: Любой человек старается в чем–то подражать известным личностям. Желание походить на кого–то свойственно определенному периоду в жизни — молодости, пока ты еще не определился в жизни, пока свободен, нет своей семьи. Ничего в этом плохого нет...

Алеся: Если, конечно, желание быть похожим на известного человека — это стремление добиться того, чего и он достиг.

— Но интересуются–то больше личной жизнью звезды: что там у них за кулисами творится, что дома, в общем, чем дышит, что ест и что носит кумир. И куда его носит... А здесь далеко не все так идеально, как в его песнях или фильмах.

А.Ярмоленко: Артист, как и любой другой человек, не свободен от недостатков. А искушений и соблазнов очень много, не всякий сможет устоять. И при этом не всегда осознает, что он на виду у всех, что с него берут пример во всем. Но и раздвоения личности не должно быть. Лучше оставаться самим собой и быть при этом воспитанным человеком. Нельзя думать, что если ты чего–то достиг, то тебе все дозволено. Тем более бравировать этим перед миллионами зрителей или читателей.

— Но если мой кумир — гений, с него можно брать пример?

А.Ярмоленко: По–моему, гениев людей не бывает, есть гениальные творения. Все остальные их качества, кроме профессиональных, могут быть очень посредственными.

Алеся: Гении — это те люди, которые создали неповторимое, шедевры, которые столетиями не теряют ценности. Они называются классикой. Есть гениальные политики, художники, ученые... Как люди они могут и не быть образцом для подражания, а скорее предметом восхищения. Такие люди не от мира сего, их нужно принимать такими, какие они есть.

— Но тем не менее все в жизни гениев — раз уж их так называют — признается таким же гениальным и достойным для подражания.

Алеся: Это проблема тех подражателей, которые не способны анализировать и критически воспринимать реальность. У таких лучше получается подражать внешнему виду гения, чем создать что–то подобное их творениям. Не быть, а казаться.

— Есть все же какая–то несправедливость в том, что все знают в лицо звезд эстрады и кино, но никто — врачей, спасающих от смерти людей, учителей, дающих знания детям...

А.Ярмоленко: Полезность труда не всегда определяется его публичностью. Хирург не может оперировать одновременно 100 человек. Напротив, депутат не должен выступать с докладом перед одним избирателем. Так и певец: он не может петь, актер – играть, а юморист развлекать одного зрителя в зале. Но мы видим одну из своих задач в том, чтобы в песнях воспевать труд людей всех профессий.

— Почему в наше время спрос на развлечения растет?

Алеся: Искусство дает силу духа: музыканту раньше в деревне все отдавали, чтобы послушать его, отдохнуть душой.

— Вас зовут по имени девушки из песни, облетевшей полмира и оставшейся на всю жизнь в сердцах людей. Все это романтично. А вот как бесконечные гастрольные будни сказываются на отношениях в семье, на воспитании детей?

Алеся: Можно сказать, мне повезло и с родителями, и с бабушкой, которая опекала меня, когда они надолго уезжали. И слава отца, как мне кажется, плохо на меня не повлияла. Он учил меня стремиться не к красивой жизни, а к умению работать на сцене.

А.Ярмоленко: Помню, как–то после приезда с гастролей я подарил Алесе сережки. Но учителя мне сказали, чтобы она в школу их не надевала. Мол, другие не могут позволить себе такое. Вроде правильно звучит? А можно же по–другому объяснить: у нее папа — известный человек, он месяцами ездит по стране, хорошо работает и неплохо зарабатывает. И если вы будете стараться учиться, развивать свои способности, хорошо работать, то тоже сможете своим детям дарить подарки, сможете купить себе дом, машину.

— Если бы профессиональная судьба сложилась иначе, кем бы вы стали?

Алеся: Врачом.

А.Ярмоленко: И была бы хорошим доктором. У Алеси развито чувство сопереживания, она чувствует чужую боль.

— Сегодня бизнес отвоевал себе право определять форму и содержание значительной части искусства. Думаю, государство тоже может позволить себе оказывать чуть большее влияние на эту сферу...

А.Ярмоленко: Идеология должна всегда работать ненавязчиво и неназойливо — не заставлять любить Родину, а поощрять доброе и полезное и не оставлять без внимания зло. Где бы оно ни проявилось: в искусстве, литературе, кинематографе, СМИ. Дети принимают в одинаковой степени как возвышенное, так и низменное без всяких объяснений. И если не первое, то второе обязательно займет место в их головах. И станет потребностью.

Хотя есть множество причин, которые не позволяют ныне всем людям искать и найти себя в себе.

Алеся: Нужно напрячься, «включить голову» и посмотреть выше звезд, чтобы увидеть в себе человека. И тогда будет звучать настоящая музыка, музыка жизни. Вначале с подмостков, а затем и внутренняя...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter