Убьют ли трансляции оперу, классику и драму

Смотреть онлайн бесплатно

Фокус восприятия театральных трансляций

В связи с последними событиями театры всего мира перешли в режим тотального онлайна. Каждый день не выходя из дома любой из нас имеет возможность бесплатно смотреть прямые трансляции или записи спектаклей с лучших площадок мира. К интернет-марафону подключились наши Большой и Купаловский театры. Параллельно в сети стартовала дискуссия о том, убьют ли трансляции оперу, классику и драму?

Очень многие режиссеры обеспокоены низким качеством так называемых прямых включений и опасаются, что любительское видео только вредит зрительскому восприятию и отваживает от театра публику. С таким мнением согласна одна из участниц нашей рубрики. Другие утверждают, что лучше уж смотреть спектакли онлайн, чем никак, и их поддерживает вторая участница спора. Любопытно, на чьей стороне выступит наш справедливый рефери?

Коллаж анны вЯЖЕВИЧ.

Театру в онлайне не место

Не знаю, как у вас, Людмила, у меня трансляция балета «Анна Каренина» ничего, кроме уныния и даже беспокойства, не вызывает. Я не могу себе представить здорового молодого человека, который припадает к экрану ноутбука в назначенный час, слушает оперу «Кармен», три часа беспрерывно ею наслаждается и даже переживает катарсис, как Джулия Робертс в известном фильме «Красотка». Никогда не бывать этому.

«Отстранение, осуществляемое видеотрансляциями спектаклей, смертельно для театра» (Константин Богомолов, режиссер).

В среду из Александринки смотрела трансляцию изумительного спектакля «Чук и Гек». Мне, человеку, приросшему к театру пятой точкой, нужно было сделать над собой невероятное усилие, чтобы поверить в предлагаемые обстоятельства, прорезаться сквозь экран и почувствовать себя частью макетов, на фоне которых развиваются драматические события. Актеры казались выжившими из ума взрослыми, впавшими в детство, которые читают нелепые монологи и смешно дрыгают руками и ногами. Минут через 20 — 30 после начала спектакля, приглушив в доме свет и отключив все посторонние звуки, я таки провалилась в театральную матрицу и даже уловила запах кулис. Но если бы попала на подобную трансляцию случайно, не зная о том, что это хороший спектакль, вряд ли продержалась бы у экрана больше двух минут. Посчитала бы, что мне предлагают старомодную нудятину и абсолютно неконкурентоспособное зрелище. Не удивлюсь, если после нынешнего шторма онлайн-ряды театральных залов заметно опустеют. Благодаря любительским стримам потерять доверие зрителей будет очень легко. Увы, мы так устроены — нам свойственно лениться. И если мир стремительно разворачивает «цифровой концлагерь», когда все практики можно делать не вставая с дивана, то человек и с места не сдвинется. 

Именно по этой причине я выступаю на стороне тех, кто призывает чуть замедлиться, переждать, не спешить накормить зрителя онлайн-суррогатом. Есть ряд режиссеров, в их числе Лев Додин или, например, Константин Богомолов, которые решительно сопротивляются новым веяниям и не выгружают свои спектакли во всемирную паутину. И правильно делают. Когда-нибудь пандемия отступит и все вернется на круги своя. Театр — это храм, место созерцания, никакие новые технологичные форматы не способны заменить человеку тактильные переживания. Если вы помните, в Древней Греции театр и вовсе считали лечебницей. Где-нибудь в Эпидавре спектакль мог длиться три дня и три ночи. Через муки, боль, гнев и страдание, сопереживание героям зритель по истечении этих трех дней приходил к полному душевному исцелению. Вы мне справедливо возразите, Людмила, что мы не в Древней Греции. Соглашусь. Но целебные свойства театра, настоящего, живого — с залом и сценой — никто не отменял. Не буду вас утомлять философскими теориями на этот счет, просто ответьте мне на один вопрос. Вы никогда не задумывались, почему люди, оказавшись в тюрьме, рано или поздно создают театральную труппу и разыгрывают для сокамерников представления в актовом зале? Ни кино, ни библиотеки, ни физические упражнения на свежем воздухе отчего-то не удовлетворяют эту потребность человека в «балаганном смотрении». Ответ очевиден: театр лечит. А его экранная версия — нет. Вот и все дела. 

Сострадать нынешним героям трансляций решительно невозможно — это просто смешно, сама природа экранных зрелищ всем своим существом противится и сбрасывает с себя театральных актеров с их нарочитыми интонациями.

Увы, онлайн-трансляции выпячивают все недостатки театрального жанра и одновременно прячут его красоту — то, за что мы, собственно, и любим театр — обмен энергиями актеров и зрителей. Но если плюем на эту красоту, соглашаясь на стримы и «театр без стен», это значит, что плюем и на сам храм и разрушаем его. Что? Мы слишком заняты собой? Нам все можно? Тогда в добрый путь. Только эта цифровая дорога, как сеть паука, никуда не приводит: вы по-прежнему лежите на своем диване и пялитесь в экран ноутбука. 

vikisb@yandex.ru

Show must go on

А я, Вика, наоборот, не могу представить, чтобы здоровый человек, для которого искусство не звук пустой, в наше время отказался бы посмотреть «Спящую красавицу», скажем, с примой Большого театра Светланой Захаровой в главной партии. Увидеть ее вживую и так могли лишь единицы. Причем состоятельные. Цены в главный театр России всегда кусались. А такой популярный жанр, как показ спектаклей на ТВ, почил в бозе еще в период позднего СССР. Не выдержал натиска шоу и сериалов. Теперь вот возвращается в онлайн-формате. Ну так замечательно!

«Каждый зритель приносит в театр свою собственную акустику» (Станислав Ежи Лец).

Стоило Большому театру начать трансляции спектаклей из своего золотого фонда, как сразу был установлен рекорд. За сутки на его ютуб-канал подписались 180 тысяч человек, а видео набрали более 2 млн просмотров. «Лебединое озеро» посмотрели 1,4 млн человек, «Спящую красавицу» — 1,2 млн… Народная артистка России Захарова сильно впечатлена: «Когда тебе передают, что миллионы человек посмотрели спектакли с твоим участием, — это что-то особенное, что-то невероятное! Это то, чего ты ждешь. Никогда не было возможности в интернете в хорошем таком качестве официально посмотреть наши балетные да и оперные спектакли — бесплатно и в абсолютно свободном доступе в любой точке мира. И мне очень приятно, что у театра такое невероятное количество поклонников». Прямо сегодня театральных гурманов побалуют балетом «Марко Спада», который когда-то поставили для Нуриева и который не идет сейчас ни на одной сцене мира. А поклонникам арий какое раздолье! Лучшие постановки с выдающимися певцами транслируют и «Метрополитен-Опера», и Венская, и Баварская, и опера Унтер-ден-Линден… Говорят, в архивах столько спектаклей, что хватит на три эпидемии. Драматические театры тоже опубликовали афиши, даже премьеры готовы показывать в прямом эфире, как Театр на Таганке со своей «Снегурочкой». Представляете, какая это услада, например, для томящегося в самоизоляции интеллектуального россиянина? Который мотался-крутился как белка в колесе, успевая смотреть на YouTube разве что короткие ролики, а тут может сесть и наконец-то вкусить? И мы вместе с ним, конечно, ведь уже просто достали однотипные мыльные и криминальные саги. 

Может, коллега, я страшно толстокожая? Вот никогда мне не нравились эти причитания про запах кулис, священную вешалку и некое особое действо. Спектакль либо хороший, либо плохой. В первом случае его ничто не испортит, даже любительская запись. Но ведь нам предлагают высокопрофессиональную! И меня уже не будет отвлекать тот злостный «кашлюн», который всегда затесывается среди зрителей, особенно на симфонических концертах. Как начнет с первыми аккордами, так истошно и прочищает горло до самого конца второго отделения. Сегодня, как вы понимаете, это вдвойне раздражает и напрягает.

И потом, театр давно вышел из привычных стен. Как минимум последние 10 лет он активно захватывает большие экраны. Первой была «Метрополитен-Опера», ее спектакли только в США показывали более 750 кинотеатров. Лондонский Королевский национальный театр транслировал «Федру» с Хелен Миррен почти на 300 залов. И знаете что? Критик газеты The Guardian в восторге резюмировал: «Постановка смотрелась в кино даже лучше, чем на сцене театра». Ведь экран дарит нам возможность еще и наблюдать за нюансами актерской игры и деталями декораций с помощью крупных планов. Это вам не щуриться в бинокль где-нибудь с галерки… А как прекрасен был Бенедикт Камбербэтч в «Гамлете»! Уж точно мы бы не увидели этого шедевра, если бы не торжество новых технологий.

Главное, все довольны. Кинотеатры получают аудиторию, которую трудно завлечь каким-нибудь «Доктором Стрэнджем». Постановки — отличный пиар. Ряды театралов начинают расти. Мозги — прочищаться. Вкус — улучшаться. Кругозор — расширяться. Так и здесь: мы только приобретем, ничего не потеряем. Show must go on. Всем бедам вопреки. Ведь театр лечит, в этом вы правы. Нервы в том числе. Самое время взять себя в руки.

gabasova@sb.by

Брейк!

Я восхищаюсь нашими спорщицами! Одна, если верить ее же словам, с закрытыми глазами, лишь по шороху ткани кресла способна определить, в каком театре она сейчас находится, — в Большом или Купаловском. Вторая в курсе мировых онлайн- и кинотрансляций спектаклей по всему миру. Я же, к стыду своему, в театрах бываю нечасто. И то не во всех: есть полюбившиеся залы, артисты, и наоборот. О многих интересных спектаклях узнаю из СМИ или от знакомых. А теперь вот появилась возможность оценить ситуацию в театрах и в режиме онлайн. В том числе, кстати, и на сайте SB.BY, где посмотрел на днях онлайн-трансляцию музыкальной сказки «Кошкин дом» Минского областного театра кукол «Батлейка» в Молодечно. И ведь понравилось! Понятно, что я вряд ли в ближайшее время посещу «Батлейку». Но, думаю, многие зрители онлайн-трансляции — этой или любой другой — сделают для себя пометку: о, надо бы посетить и сам театр. Полагаю, что как минимум с просветительской точки зрения такое вещание полезно. Да и труппе лишняя реклама не помешает. А зрительский интерес к театру после весеннего затворничества вполне может вырасти. Случится ли это, узнаем через полгода — год. А сегодня я присуждаю победу Людмиле, полагающей, что хороший спектакль хорошо смотрится и из партера, и с экрана монитора. Хотя, честно говоря, вся эта виртуальная реальность уже порядком поднадоела.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter