Смотреть или не смотреть?

В российский (пока) прокат выходит фильм Павла Лунгина «Братство». Что интересно: если кино «9 рота» Федора Бондарчука (тоже про события в Афганистане) вызвало критику понимающих людей уже после проката, то творение Лунгина — до. Если кто не помнит: когда те, кто воевал или был причастен к Афгану, посмотрели «9 роту», они дружно, практически хором сказали — все было не так. А особо дотошные, подняв приказы, журналы боевых действий и прочие документы, доказали: все было даже наоборот. Интернет это хранит. 

ФОТО WWW.MEGACRITIC.RU.

То есть задуманный как российский ответ «Рэмбо» и дорого снятый фильм оказался лживым. Хорошая игра актеров и потрясающие тогда батальные съемки в таком случае оказываются отягчающими обстоятельствами. 

Теперь афганцы и другие неравнодушные обратились в Минкульт России еще до выхода фильма Лунгина с требованием вообще лишить режиссерский шедевр прокатного удостоверения. В итоге зрители фильм все же увидели, но не к Дню Победы. 

Не убедив своих кинематографом, Павел Семенович решил убедить чужих словами. И дал интервью Би-би-си. В котором предсказуемо провел параллели с Оливером Стоуном и Стэнли Кубриком. Рассказал, что задумка фильма возникла как «конкретные личные истории людей на войне». И заявил, что на его родине «идет какая-то большая милитаристская пропаганда, которой хотелось что-то противопоставить». 

Не будем говорить, откуда такое желание у режиссера вдруг появилось. Давайте про личные истории. Это белорусам очень близко, потому что есть у нас и Быков, и Адамович, и Алексиевич — они все писали об этом. А мы с горечью, со слезами, взахлеб их читали. 

Но смотрите, как можно сделать по-другому: есть среди немцев воспитанный, образованный офицер? Наверное, можно найти. И среди афганских моджахедов, наверное, тоже можно обнаружить «интеллигентного командира во всем белом». Та-ак, дальше: а были среди советских офицеров трусы, воры или предатели? К сожалению, были — что на одной войне, что на другой. Вот такого мы и возьмем в качестве киношного оппонента тому, «в белом». Конфликт? Еще какой конфликт, творческая находка! Как вы думаете, фильм, показывающий неумолимое противостояние таких вот персонажей, можно считать патриотическим? 

Это даже не я спрашиваю, недоумевает сам журналист Би-би-си. И спрашивает народного артиста России: «Что вы на это скажете?» Лунгин признается: «Я перестал понимать, что такое патриотизм». Казалось бы, если ты снимаешь фильм о войне… которую вела твоя родина… где погибли не чужие тебе люди… которая принесла много горя и бед… можно долго перечислять… Наверное, сначала нужно все-таки понять, что же это такое — патриотизм, хотя бы для себя? А потом уже браться за художественное полотно, нет? Которое и является квинтэссенцией твоего видения мира. 

Но режиссер лукавит: все он на самом деле понимает. Потому что дальше говорит англичанину: «Есть вещи, которые выше патриотизма, — например, чувство справедливости, понятия добра и зла». Соответственно, если предатель Власов считал что-то там несправедливым, то — поскольку это чувство, безусловно, выше какого-то там патриотизма — вполне мог по Лунгину руководствоваться своими понятиями добра и зла. Или, например, гитлеровскими. 

Наш Сотников: он ведь у Быкова, если слушать режиссера, получается несколько недалеким. Не понимающим, что на самом деле выше чего. Другое дело — тонкий Рыбак: он и в добре разбирается, и в зле, и из чувства справедливости, похоже, помогает Сотникова повесить. Так это видит, очевидно, режиссер Лунгин. 

Поэтому не буду никому ничего советовать по поводу его новой картины. В конце концов, разбираться в оттенках, простите, навоза тоже иногда бывает полезно. Но это — дело вкуса каждого. И выбора каждого.

И да… Патриотизма в чистом виде. 

mukovoz@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter