Сморгонский край: награда трудолюбивым людям

Сам город недавно отметил 500-летие. В 1533 году в поселении был построен кальвинский сбор, имевший оборонное значение и сохранившийся до наших дней. В XVI—XVIII вв. основана уникальная школа дрессировки медведей, известная под названием “Сморгонская академия”. Еще город известен как родина баранок. Рецепт этого изделия потом широко разошелся по миру. Наш сегодняшний рассказ — о лучшем районе республики, занесенном на республиканскую Доску почета — о Сморгонском.

Было время, когда Сморгонь называли мертвым городом. С сентября 1915-го по февраль 1918-го через Сморгонь проходила линия русско-германского фронта. В октябре 1915 года здесь был ранен будущий маршал и министр обороны СССР пулеметчик 256-го Елисаветградского полка Родион Малиновский. Здесь же водил в атаки своих солдат штабс-капитан Михаил Зощенко. В артбригаде воевал вольноопределяющийся Валентин Катаев. Жуткие воспоминания о немецких газовых атаках под Сморгонью оставила дочь Льва Толстого Александра Толстая, которая заведовала фронтовым госпиталем в деревне Залесье. В результате позиционных боев 16-тысячный город превратился в руины. После 810-дневной обороны он практически перестал существовать. В 1921 году в нем осталось только 154 жителя. Затем был период мирного развития, годы оккупации в Великую Отечественную войну, период восстановления. Перемены девяностых годов превратили Сморгонь в приграничный город, ворота нашей страны.
Непознаваемо изменился облик района за последние два года. На смену безликости пришел свой стиль, где удачно сочетаются старина и современность.

Компьютер для доярки

Как оказалось, он совсем даже не лишний на молочной ферме. Строительство первого в Сморгонском районе компьютеризированного доильного зала завершилось в СПК “Острово”. А к концу года в сельхозпредприятиях района будет построено четыре таких животноводческих помещения со специально оборудованными доильными залами. В перспективе руководитель района планирует иметь такие помещения в каждом хозяйстве. В деревне Ходаки совхоза “Сморгонский” строительство такой фермы уже заканчивается, сейчас там вовсю хозяйничают строители. Честно говоря, пока еще с трудом угадывается та картина, какую нарисовал мне председатель райисполкома Мечислав Брониславович Гой: мраморная плитка, подогреваемые полы, чтобы операторам машинного доения комфортно было работать. Вместо тридцати доярок, необходимых для обслуживания дойного стада сейчас, по новой технологии с работой без труда справятся четверо. А умный компьютер “подслушает” настроение каждой буренки: сколько молока дала, почему вдруг снизился надой или качественные параметры продукта. Для зоотехника-селекционера, следящего за поступающей на компьютер информацией, она станет основой для будущей работы.
Уже закуплено немецкое оборудование для новой фермы. А недавно здесь побывали американские консультанты. Их рекомендации помогли по-новому спроектировать площадку для навозоудаления. А вместо подстилки в помещении для содержания животных будет использоваться речной песок.
— Людей в деревнях становится все меньше, поэтому новая технология позволит нам получать больше продукции с меньшими трудовыми затратами, — считает председатель райисполкома Мечислав Гой.
А производство молока должно увеличиться. В этом году валовой надой вырос по сравнению с прошлым годом на 40 процентов. Раньше годовой надой на корову в 4 тысячи литров молока для Сморгонщины казался недосягаемым. Нынче планку подняли выше — обязались надоить 4200.
Идея технического перевооружения и переоснащения в сельском хозяйстве, задуманная председателем райисполкома, дала ощутимый результат уже на весенней посевной. К началу этой кампании сельхозпредприятия Сморгонщины закупили девять американских “Джон Диров”. Три трактора “Беларус-2522” пришли прямо с конвейера. Опытные образцы на конвейере Минского тракторного завода собирали вручную, потому и гарантийное обслуживание у них три года. На Сморгонщине новой техникой Минского тракторного довольны. В сцепке с современным навесным оборудованием новые трактора смогли обеспечить оптимальные сроки посевной.
Механизатор СПК “Кушляны” Александр Копыток, вышедший в лидеры на весеннем севе, новой техникой доволен — отечественный трактор с французской сеялкой позволили ему добиться высокой выработки. Конечно, рабочий день длится дольше обычного, но и заработки приличные. В тех же Кушлянах к началу уборочного сезона войдет в строй современный зерносушильный комплекс мощностью 30 тонн зерна в час.
— Ведь сельскохозяйственное производство давно готово к тому, чтобы перейти на прогрессивные технологии, а новая техника поможет увеличивать объемы производства и обеспечивать продовольственную безопасность страны, — считает председатель Сморгонского райисполкома Мечислав Гой.

     А лучше дом... склеить

Сегодня участники международной строительной конференции, представляющие стройиндустрию восьми стран, знакомятся с продукцией ОАО “Сморгоньсиликатобетон”. Такой выбор не случаен. Недавно на предприятии завершилась реконструкция. Установлена новая технологическая линия по производству прогрессивного строительного материала — ячеистого бетона.
— Линия, которую мы смонтировали, позволила соединить лучшее немецкое оборудование и отечественные технологии, — директор завода Николай Федосов не скрывает удовлетворения. И предлагает посмотреть, как работает новая линия. Она полностью компьютеризирована, исключает ручной труд.
Конечно, строительные блоки из ячеистого бетона по стоимости дороже обычных, но экономия получается позже, на строительной площадке. Из таких блоков можно построить все — от дачного домика до многоэтажного небоскреба. И для этого не нужны тонны цемента — блоки между собой просто... склеивают. Получается прочно, красиво и тепло. Мест склейки при такой технологии не видно, а потому и теплопотеря минимальная. По сути, чтобы сохранить тепло, стены нового дома должны быть толщиной сорок сантиметров. Чтобы добиться такой же теплоизоляции, кирпичная стенка должна иметь толщину не менее одного метра и двадцати сантиметров.
— Выполнить кладку из таких блоков вы можете сами, никаких специальных навыков тут не требуется. Да и оштукатурить стену специальной полимерной штукатуркой тоже предельно просто, — на полном серьезе уверял меня Николай Николаевич.
Первые тринадцать тысяч блоков выпустили в июле прошлого года. В апреле объемы увеличились втрое. Есть резервы и для дальнейшего роста, главное, чтоб были заказчики. Которых руководитель предприятия надеется найти и с помощью нынешней выставки. А вообще он планирует установить у ворот предприятия постоянно действующую экспозицию своей продукции. С автострады ее заметишь издалека — по яркой световой рекламе, необычной подсветке и своеобразному оформлению.
Главными цветами для “Сморгоньсиликатобетона” выбраны желтый и голубой. Эта цветовая гамма прослеживается и в оформлении территории, и во внутреннем дизайне, и в фирменной упаковке продукции.
Прибыль предприятию сегодня приносит не только новый бетон, но и старая, испытанная годами продукция — тротуарная плитка, бордюры, силикатный кирпич, от выпуска которого предыдущий руководитель завода хотел отказаться — невыгодным оказался кирпич. А с начала нынешнего года именно он принес в кассу предприятия полтора миллиона долларов. Особенным спросом пользуется он в соседних странах — Литве, Латвии. Да и в Беларуси в последнее время стали много строить.
Николай Федосов твердо убежден, что модернизация производства должна идти постоянно. Только так можно угнаться за стремительно бегущим временем. Поэтому уже сейчас он затеял реконструкцию цеха гуманизации.
В этом году предприятие приняло на работу дополнительно около двухсот работников — объемы производства-то растут. Для Сморгони этот факт особенный, ведь уровень безработицы здесь долгое время был выше среднеобластного. Теперь существенно снизился. И это тот минус, который радует руководство района.

Частный бизнес — в копилку района

В Сморгони работает 75 частных предприятий. Многие из них вносят весомый вклад в районный бюджет.12.jpg
“Вакансий для трудоустройства на нашем предприятии нет” — такое объявление увидела я на дверях “Халеса”, одного из 75 частных предприятий, работающих в Сморгони. Ничего удивительного, вакансии в цехах “Халеса” действительно бывают редко — условия труда здесь хорошие, зарплату платят вовремя, поэтому и кадровой текучки нет.
Шесть лет назад, арендовав помещения бывшей оптово-торговой базы, предприятие наладило выпуск дверей разных модификаций. Разных расцветок и размеров, разного вида, они легко находят потребителя на внешнем рынке. Современные станки позволяют до минимума свести ручной труд, вредное воздействие на здоровье человека.
В цехах предприятия, занятого деревообработкой, древесной пыли не видно — ее улавливают мощные улавливатели и по специальным трубам отправляют в топку котельной, которая целиком работает на древесных отходах. Безотходное производство приносит двойную пользу — обеспечивает чистоту в цехах и снабжает котельную дешевым топливом.
Районная власть, не препятствовавшая в свое время развитию частного бизнеса в Сморгони, похоже, не ошиблась. Сегодня такое предприятие, как “Халес”, на котором работает триста человек, имеет объемы выпуска продукции такие же, как предприятие с численностью рабочих вдвое больше. Так что выражение “работать за троих” здесь обретает зримый смысл. Предприятие обеспечивает стабильные отчисления в местный бюджет, внедряет технологии по защите окружающей среды, сбережению энергетических ресурсов, создает рабочие места для жителей Сморгони.

     Составим конкуренцию “Бродвею”

Со Сморгонским заводом оптического станкостроения у заместителя главного конструктора Владимира Харкевича связана вся жизнь. Владимира Ивановича, как и многих его сверстников, после окончания института увлекла за собой романтика новостроек и вполне реальная возможность побыстрее получить жилье, хорошую работу с перспективой профессионального роста. Все это предприятие, строящееся для нужд оборонной промышленности, тогда могло предложить.
— Приехали мы сюда в 1972 году, когда заводские корпуса только строились, — вспоминает события тридцатилетней давности Владимир Иванович. — Не только заводские цеха возводились, но и жилье, и объекты социально-культурного назначения. Сначала планировалось, что в Сморгони будут собирать сверхточные оптические приборы для оборонной промышленности. Но потом завод перепрофилировали на выпуск станков для обработки оптических приборов. Первую продукцию предприятие выпустило в 1975 году. Нестандартные, уникальные станки расходились по всему Советскому Союзу.
Потом пришли далеко не позитивные перемены. Разорвались межхозяйственные связи, и в заводских цехах наступила тишина. Заказов на нестандартное оборудование стало поступать меньше, в несколько раз сократилось количество работающих.
Нестандартное оборудование для обработки оптики завод выпускает и теперь, только очень мало — 2—3 станка в месяц.
Но сохранилась уникальная база для изготовления сверхточных приборов, удалось сберечь специалистов, могущих, подобно Левше, даже блоху подковать.
— Вот и сейчас, — продолжает рассказ Владимир Иванович, — изготовили станки по спецзаказу для Вьетнама.
Предприятие осваивает новые, не свойственные для него виды продукции.
На сборочном участке как раз шла сборка подметальных машин для коммунальной службы. Аналогов этой продукции в Беларуси нет. До сих пор самой лучшей для подметания улиц считалась шведская машина “Бродвей”. Учтя достижения шведских коллег, белорусские конструкторы создали свою машину. Два опытных образца уже изготовили в прошлом году в Сморгони. Одна из машин, которая демонстрировалась на выставке на Красной площади в Москве, сейчас с успехом работает на улицах и площадях Лиды. Вторая подметает улицы в Минске. Более того, Мингорисполком заказал еще девять таких машин.
Принцип работы этой техники прост — две боковые щетки, вращаясь навстречу друг другу, убирают мусор к центральной части, а основная щетка забрасывает его на транспортер, по которому он сразу же поступает в кузов самосвала. В отличие от шведской машины, у белорусской есть и дополнительная щетка, которая поддерживает чистоту на тротуарах. Конструкция ее крепления такова, что позволяет свободно обходить препятствия — столбы, деревья.
Взялись на предприятии и за изготовление сельскохозяйственной техники. На сборочном участке уже созданы опытные образцы роторной косилки и сеноворошилки.
— Ждем, когда подрастет трава, чтобы начать полевые испытания нашей техники, — любовно поглядывая на первые изделия, рассказывает Владимир Иванович. — Взяли все лучшее у немецких производителей, закупили у них некоторые комплектующие. Хорошая получилась техника, надежная. Первые заказы на нее уже получены от сельскохозяйственных предприятий Гродненщины. В этой технике сочетается все — надежность и удобство в работе, производительность и максимальное соответствие местным условиям.

На тройке с бубенцами

Под сводами нового Дворца бракосочетаний по-особому торжественно звучал марш Мендельсона. И под звуки этого марша по мраморным ступеням дворца поднимались Христина Павловна и Иван Иванович Несмашные.
Разве такой была их первая свадьба в голодном послевоенном 46-м? Разве могли они подумать, что доживут до своего бриллиантового юбилея, рядом, рука об руку?
Полина Матвеевна Шульга, начальник отдела загс Сморгонского райисполкома, за двадцать лет работы здесь не припомнит, чтобы праздновались в городе бриллиантовые свадьбы. А вот настоящих, самых первых свадеб каждые выходные празднуется немало. Только в апреле зарегистрировали двадцать четыре брака. Сейчас уже на август заявления подали.
И тот факт, что молодожены в очередь выстраиваются, чтобы зарегистрировать брак, Полину Матвеевну нисколько не огорчает. Скорее, наоборот, она гордится, что желающих зарегистрировать брак в городском Дворце бракосочетаний всегда много.
Широкая мраморная лестница ведет в зал регистрации. Звуки электрооргана делают церемонию особенно торжественной и запоминающейся. А работники загса постарались и создали подобающий ритуал. Его проводят на русском или белорусском языках — как пожелают новобрачные.
Сморгонцы гордятся тем, что в отделке дворца использована необычная техника венецианской штукатурки. Все это и создает неповторимый облик и придает особую торжественность моменту, в который рождается новая семья.
В святая святых ее отдела, в архивное хранилище документов Полина Матвеевна пригласила меня не просто так. С трепетом взяла в руки книгу регистрации браков, датированную 1880 годом. Даже этот экземпляр, не говоря уже про более поздние, без дела на полке не лежит. Как ни странно, но и теперь приходится листать его, когда надо установить некоторые факты чьей-то родословной.
Вскоре в Сморгонском Дворце бракосочетаний должна появиться свадебная тройка лошадей, запряженная в красивую карету. И пронесет эта тройка счастливую пару по улицам обновленного города, а прохожие будут оборачиваться им вслед.

     Хлопья со вкусом здоровья

В дегустационном зале Сморгонского комбикормового завода в этот день царило непривычное оживление. Шестиклассники готовили себе еду. Деловито наливали в чашки кипяток,  насыпали туда хлопья.
— Видите, как все просто, — наблюдая за ребятней, лакомящейся продукцией предприятия, рассказала мне маркетолог Сморгонского комбикормового завода Людмила Пентюхова. — Просто быть здоровым, если соблюдать несложные правила здорового образа жизни. Для этого не требуется ни дополнительных денежных затрат, ни времени, если каждый день на завтрак использовать хлопья из разных злаков, не требующие варки. Пять минут — и готово.
Людмила Пентюхова считает, что привычку нужно формировать с детства. Потому и устраивает акции, подобные этой. Сегодня на дегустацию продукции, которую сморгонское предприятие выпускает под товарным брендом “Империя злаков”, пригласили школьников из шестой городской школы.
О полезных свойствах выпускаемых на предприятии продуктов Людмила Федоровна готова рассказывать бесконечно. Овсяные и перловые хлопья, например, незаменимый продукт для тех, кто заботится о своей фигуре. Они — источник витамина Е. Блюда из овсяных хлопьев  нормализуют работу печени, поджелудочной и щитовидной желез. У гороховых — свои достоинства. Они — источник белков растительного происхождения. Блюда из гречневых хлопьев медики рекомендуют при атеросклерозе, гипертонии, отеках, сахарном диабете. Ржаные хлопья хорошо применять при очистке организма, ожирении.
На Сморгонском комбикормовом заводе  хлопья выпускают в специальном цехе на оборудовании российской фирмы “Старт”. Зерно обрабатывается инфракрасными лучами, затем проходит специальную тепловую обработку в теплоизоляционных бункерах и только потом плющится. В результате этих преобразований оно и получается таким — с приятным хрустом и запахом поджаристой хлебной корочки.
Не надо удивляться, что у производителя всех этих вкусных и полезных продуктов такое название. Сморгонский комбикормовый завод — предприятие многоотраслевое. Хлопья — продукция новая, выходящая под товарным брендом “Империя злаков”. 
А вот вывеску с надписью “Мясной цех” на предприятии, работающем со злаками, признаюсь, видеть было непривычно. Однако ничего необычного здесь нет. Мясной цех создан для переработки собственного сырья. Сейчас на свинокомплексе “Андреевцы” завод выращивает 20 тысяч свиней. Для их откорма приготавливают специальные комбикорма. Для каждой возрастной группы хрюшек — своя рецептура. Вот и растут животные как на дрожжах, привесы специалистов устраивают.
Директор завода Александр Николаевич Островский в запасе имеет еще несколько “рецептов” увеличения объемов производства продукции. Афишировать их, однако, не торопится. Не потому, что суеверен. Просто считает, что говорить лучше о сделанном, пустого прожектерства он не любит. Хотя, пообщавшись с молодым руководителем некоторое время, начинаешь верить, что все у него получится. И даже собственную дешевую электроэнергию он обязательно получит — вот только поставит на горе, открытой всем ветрам, специальную ветроэнергетическую установку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter