Смиренное кладбище

Почему уничтожаются тысячелетние курганы
Почему уничтожаются тысячелетние курганы

По количеству отреставрированных и реконструированных памятников старины на квадратный километр Минск скоро перегонит многие европейские столицы. К сожалению, пока это касается только центральных улиц и во многом по объективным причинам. Вот, к примеру, один из «спальных» столичных микрорайонов — Сухарево. Одного взгляда на бесконечные ряды однотипных многоэтажек достаточно, чтобы понять: памятникам истории здесь места не находится. Но все–таки они есть. Правда, жители окрестных улиц не знают, что невзрачное деревенское кладбище, расположенное под боком и ставшее досадной помехой на пути расширяющегося района, вполне обоснованно можно назвать древнейшим погостом на территории города. Самым ранним захоронениям здесь... тысяча лет! В ближайшие годы, если не будут предприняты меры, многовековая история этого памятника закончится.

Самоедство

— Удивительная ситуация, — размышляет о кладбище в Сухарево историк Иван Сацукевич. — Посреди небольшого деревенского погоста стоит уникальная система древних курганов, датируемых XI — XII веками. Это могилы людей, живших в близлежащих населенных пунктах. А значит, можно предположить, что деревня Сухарево, располагавшаяся здесь ранее, скоро разменяет второе тысячелетие! Но это, конечно, только догадки. Фактом остается лишь то, что похоронены в курганах «тутэйшыя». Нынешние же жители устраивают сейчас прямо на захоронениях древних предков могилы своих родных и близких.

Самоуничтожение может выражаться в самых причудливых формах, например, в забвении собственной истории, памяти о предках. Но вопрос не только в морали. Увидев то, что происходит на Сухаревском кладбище, любой историк за сердце схватится. Свеженасыпанные, датируемые прошлым и позапрошлым годами, могилы стоят прямо на древних курганах. Некоторые «скромно» отрезают от исторических захоронений четвертину, другие расположились на самой вершине тысячелетнего памятника археологии.

— Официальная история этих курганов началась в 1925 году, — продолжает рассказ Иван Сацукевич. — Тогда еще никому не известный студент истфака БГУ Александр Коваленя заметил, как крестьяне из деревни Рыловщина, что под Минском, копались в холме, сильно смахивающем на курган. Студент осмотрел разоренное захоронение и сразу нашел несколько ценных экспонатов, которые передал в городской музей.

В этом же году Институт белорусской культуры решил организовать археологическую экспедицию под руководством Исаака Сербова. В итоге на территории юго–западной части современного Минска еще в начале ХХ века насчитали более 200 курганов, которые размещались группами и по отдельности около деревень Брилевичи, Дворецкая Слобода, Дворище, Курасовщина, Лошица, Малиновка, Медвежино, Сенница, Сухарево, Петровщина, Рыловщина, Трасковщина. Только единицы из них были раскопаны и изучены археологами, остальные погибли: или были распаханы, или попали под городскую застройку.

Само Сухарево впервые упоминается как «двор Сухоровский пана Коревича» в документе 1557 года. В начале ХХ века деревня разрослась, а в 1998 году была присоединена к Минску. Еще ранее попало в черту города Сухаревское кладбище, на котором в 1979 году археологом Валентином Соболем были обследованы (но не раскопаны и изучены) 16 курганов.

Кресты на холмах истории

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, корреспондент «СБ» назначил всем заинтересованным сторонам встречу прямо на «месте происшествия». Ранним утром у полуразрушенных курганов на Сухаревском кладбище встретились историки, археологи, представители городских властей и Министерства культуры, а также работники специализированного комбината коммунально–бытового обслуживания.

— Даже после поверхностного осмотра можно с уверенностью говорить о нарушении закона об охране историко–культурного наследия, — прокомментировал увиденное инспектор по охране историко–культурного наследия по городу Минску Владимир Папруга. — По закону все земляные работы, проводящиеся на территории историко–культурной ценности, такой, как эти курганы, должны проходить лишь после письменного разрешения управления по охране историко–культурного наследия. Такого разрешения у руководства кладбища нет. Теперь важно выяснить механизм, как это нарушение произошло.

— О том, что курганы являются памятниками истории, мы слышим в первый раз, — говорит Марк Лавренюк, заместитель директора по идеологической работе спецкомбината. — Мало того, лично я не раз обращался в отдел культуры района, спрашивал об этих необычных холмах, но ничего вразумительного мне так и не ответили.

Отсутствие у спецкомбината документов, подтверждающих статус курганов как историко–культурной ценности, — проблема, которую до сих пор не решило Министерство культуры. Головной же болью для самого спецкомбината стало то, что большинство свежих могил, расположившихся на курганах, не были паспортизированы, а попросту нелегальны.

— Жители окрестных деревень до сих пор живут по старинке, новые городские порядки воспринимают с трудом, — объясняет Марк Лавренюк. — На их взгляд, спрашивать у властей, где и как хоронить родственника, такая же дикость, как для городских хоронить без такого разрешения. Поэтому они просто приходят на кладбище и копают могилу там, где посчитают нужным. Мы пытаемся с этим бороться — вызываем милицию, но и та немногое может сделать. Перезахоронение незаконной могилы может быть произведено в течение десяти дней с момента, когда она появилась. Но для этого требуется решение суда. Сами понимаете, что за такой срок его добиться проблематично. По сути, получается, что остановить появление новой незаконной могилы можно только прямо во время похорон — подойти и не дать гроб в вырытую яму опустить...

Критический «баланс»

— Я проводил раскопки курганов поблизости в 1995 году, — рассказывает археолог Леонид Колединский. — Здесь недалеко, в паре сотен метров, тогда стояли еще три древних захоронения. Только успел их обследовать, как они были уничтожены при строительстве домов. Я поставил об этом в известность заместителя председателя администрации Фрунзенского района и районного архитектора и предупредил чиновников о курганах, расположенных на кладбище. Кстати, перед началом проведения раскопок я разговаривал с местными жителями, восьмидесятилетними стариками. Они вспоминали, что в довоенное время тут все поле было в таких курганах. Их насчитывались сотни.

Конечно, любой памятник археологии ценен прежде всего потому, что его невозможно восстановить, в отличие от памятников архитектуры, с большинства которых сделаны фотографии и сняты чертежи. Но на самом деле эти курганы ценны не только для историков и археологов — в Минске немного найдешь памятников начала прошлого тысячелетия, которые к тому же являются потенциальным туристическим объектом.

Сейчас из 16 курганов сохранилась только половина. Остальные или полностью уничтожены, или находятся в «аварийном» состоянии. Но фактически нет ни одного целого.

— Все, что мы можем сделать, — это хотя бы насыпать землю там, где она выбрана, убрать мусор, запретить, чтобы на курганах проводились захоронения, и при возможности провести раскопки в местах, где еще есть что копать, — считает Николай Дайнега, главный специалист управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры. — Но даже в этом случае проблема не будет окончательно решена. Хотя бы потому, что по официальным нормативам охранная зона вокруг кургана должна быть в два раза больше самого кургана. То есть для того чтобы привести памятник археологии в надлежащий вид, пришлось бы перенести с полсотни могил. Это, конечно, сделать очень сложно.

Каким образом уникальный памятник археологии оказался вне поля зрения специалистов — как историков, так и Министерства культуры и администрации района?

Как оказалось, группа курганов раньше была включена в «Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi», соответственно автоматически находилась под охраной государства. В 2001 году, когда был пересмотрен Государственный список историко-культурных ценностей, сухаревские курганы почему–то в него не попали. Но они остались в списке по Минской области, который никто не отменял. Соответственно остались под охраной государства. А после того как территория кладбища вошла в состав города, памятник фактически перешел из–под юрисдикции области в распоряжение города. К сожалению, произошло это только де–факто. Де–юре сухаревские курганы продолжают находиться «на балансе» Минской области, уже не имеющей на них никаких прав. Получается, что курганы как бы затерялись во время передачи.

...Помню, в 1989 году на экраны кинотеатров вышла кинолента «Смиренное кладбище». Герой фильма, некий Воробей, взяв себе в помощники студента, готовит могилу скоропостижно скончавшемуся человеку. Плачущих родственников у покойного оказалось очень много. И все в один голос убеждают, что хоронить надо обязательно в определенном месте и непременно сейчас. Вскоре оказывается, что для того чтобы вырыть новую могилу, приходится разорить старую, в которой был похоронен декабрист... Этот фильм по жанру — драма. Чем наш случай не сюжет?

Справка «СБ»

Курган — насыпь над захоронением, обычно имеющая круглую или овальную форму. Хотя в Беларуси курганы появились около четырех тысяч лет назад, большинство из них датируются VIII — XII веками и принадлежат к эпохе Древней Руси. В народе курганы чаще всего называют «шведскими» или «французскими могилами».

Кстати

Ситуация, о которой мы рассказали, не единична. Сегодня с лица земли исчезают курганы, простоявшие тысячелетие возле городского кладбища в Копыле. Причем они также находились под защитой государства, и местные власти дважды принимали решения, запрещающие захоронение в радиусе нескольких метров вокруг памятников археологии. Решения эти не работают. С каждым годом свежие могилы все ближе подступают к курганам и вполне может случиться, что очень скоро окончательно их разрушат.

Подобное происходит и в деревне Василинки Слуцкого района, где на погосте расположены 22 кургана, которые датируются началом прошлого тысячелетия. Сейчас они уже практически полностью покрыты современными могилами. На курганах нет доски, поясняющей, что это памятники археологии. Похоже, местная администрация о существовании таких древностей даже не подозревает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter