О начале грибного сезона

Смиренная охота брать грибы

Всего десяток шагов от метро, с его запахами металла и креозота, и уже вот он — поплыл, заструился над асфальтом плотный грибной дух. Такой густой, что горожане бредут на него как завороженные. Это деревенский люд еще на дальних подступах к Западному рынку выставил прямо на тротуар свои лесные трофеи. Боровики и подосиновики возлежат пока еще невысокими грудами, а уже отходящие лисички прощально желтеют в литровых банках. Набрякшие влагой подберезовики предлагаются ведрами, а неожиданно ранние опята заполняют собой целые выварки, в каких раньше кипятили белье. И по городу ползут, как всякий год, слухи: «Говорят, народ за Столбцами белые косит…», «Под Логойском уже в полный рост…», «Никого не слушайте, только Воложинский район…»

фото белта.

Стартовал очередной сезон тихой охоты. 

У меня знакомому настолько невтерпеж рвануть за грибами, что сегодня лишь среда, а он, разогретый слухами с воскресного базара, уже точит ножик — планирует поездку на будущие выходные. Проверяет, не рассохлась ли корзинка, не прохудились ли сапоги. Это привычный разогрев чаяний. Ритуал ожидания удачи. Причем предвкушается не столько собственно вкус грибов (с лучком там, со сметанкой, с картошечкой), сколько процесс их сбора. Наверное, потому, что он обладает приятной цикличностью: умиротворение обязательно соседствует с эйфорией. Бредешь себе расслабленно, дышишь воздухом, птичек слушаешь… А потом тебя накрывает волна радостного удовлетворения от вроде бы ожидаемой, но всегда внезапной находки. Затем этот замечательный цикл повторяется еще и еще, до самого верха лукошка. Видимо, поэтому некоторые санатории уже вводят «гриботерапию» в качестве самостоятельной лечебно-профилактической процедуры. Раздражаетесь на пустом месте? Нервная система расшаталась? Мучают головные боли и мрачные мысли? Вот вам направление в лес, все как рукой снимет после десятка-другого обнаруженных боровиков… 

Мне жаль, что сейчас подзабылась еще одна полезная сторона грибного сбора. Это когда он служил той самой цели, которая ныне зовется лязгающим словом «тимбилдинг». Всякие менеджеры по персоналу теперь раздувают щеки, будто это они придумали революционный способ командообразования через модные корпоративные игры. А ведь когда-то сплочение коллективов происходило проще — посредством общих выездов за грибами. Заводы и учреждения всеми своими цехами и отделами посещали леса в субботу, чтобы потом все воскресенье чистить, варить, солить и мариновать. Там тебе были и «мотивация на совместную деятельность», и «развитие доверия между сотрудниками», и «налаживание горизонтальных связей внутри коллектива». Моя мама до сих пор вспоминает, как во время одного из таких выездов впервые увидела парторга своей фабрики, очень солидного товарища, который растерял весь пафос, наткнувшись на большую семейку подосиновиков. Охваченный азартом, парторг на четвереньках ползал между елками и не подозревал, насколько ближе к рядовым членам парторганизации он сделался в тот счастливый момент.

Писатель Владимир Солоухин впервые назвал сбор грибов «третьей охотой» — тем самым подчеркнув и сходство, и отличие ее от столь же увлекательных, но не таких бескровных забав — добычи зверя и ужения рыбы. Когда его спросили, почему же все-таки не поиск, не собирание, а именно охота, он сослался на другого писателя — Сергея Аксакова, который еще в середине XIX века, оказывается, писал: «В числе разнообразных охот человеческих имеет свое место и смиренная охота ходить по грибы, или брать грибы… Хотя она не может равняться с другими, более оживленными охотами, я готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать. Тут примешивается некоторое уменье, знание местности и счастье».

Так что давайте-ка смиренно, прямо в ближайшие выходные, без ружья и удочки, но за счастьем. 

rud@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter