Разговор начистоту: всегда ли стоит разоблачать обман

Смирение во лжи

С ложью мы сталкиваемся постоянно. Но не всегда отдаем себе в этом отчет. И когда нам, небрежно разбрасываясь фактами, в очередной раз пытаются что-то продать, мы порой предпочитаем оставить обман без внимания, а то и подыгрываем лгуну. Но что будет, если сменить тактику и вывести лжецов на чистую воду? Корреспондент “НГ” провела эксперимент и попыталась выяснить: легко ли всегда говорить правду в глаза?

businessinsider.com

Места знать надо

Признаюсь, перед началом эксперимента долго пыталась припомнить случаи, когда приходилось сталкиваться с обманом. Несколько историй набралось. Но несколько историй за пару десятков лет жизни — не очень-то впечатляющая статистика перед началом недельного эксперимента. Впрочем, уже очень скоро я осознала, как глубоко ошиблась в подсчетах: нас пытаются облапошить очень часто. 

Суббота, в планах поездка на дачу. Выбегаю из метро и вижу на остановке подходящий микроавтобус. Запрыгиваю в машину последней и, не осмотревшись, интересуюсь у водителя, есть ли свободные места. Он уверенно отвечает: одно имеется. Протягиваю оплату, получаю чек и спешу усесться — двигатель заведен, машина вот-вот тронется. Но вижу, что все сиденья заняты. Я уже начала смиренно прикидывать, как бы поудобнее устроиться, как вдруг до меня дошло: мне соврали. Осторожно окликаю водителя:

— Извините, но свободных мест здесь нет!

Ноль реакции. Я почти готова сдаться. Но эксперимент! Трогаю водителя за плечо и повторяю то же самое, но громче. На этот раз он услышал: обернулся и затормозил (благо мы не успели отъехать от остановки):

— Кто безбилетник? Доставайте чеки, будем разбираться. 

“Разборки” затянулись минут на пять, все это время мне хотелось провалиться сквозь землю. Наконец выяснилось, что мужчине, ехавшему с женой, пробили лишь один билет. Тот стал оправдываться — мол, просил же два и сумму протягивал достаточную. Но водитель был непреклонен:

— Вы же видели, что вам дали один чек, да и по сдаче заметно!

Итог: ехать стоя пришлось нерадивому мужу, что он принял с должным смирением. Я же хотя и получила свое место, всю дорогу чувствовала себя некомфортно. 

Войти во вкус

На следующий день возвращаюсь в Минск. По дороге решаю зайти на сельскохозяйственную выставку, расположившуюся у дома. Проходя мимо палатки с медом, поперхнулась и раскашлялась. Скучавший до этого продавец оживился:

— Девушка, вам с таким кашлем мед просто необходим. Это ведь настоящее лекарство!

Поймав мой заинтересованный взгляд, мужчина распаляется:

— Я вот как стал каждое утро по ложке меда съедать, так и не болею. А раньше из поликлиники не вылазил. Вам рекомендую с горячим молоком на ночь. Подходите, выберем вам лекарство, и никаких антибиотиков не нужно!

Подхожу. Мужчина тут же предлагает попробовать цветочный — от кашля, мол, самое то. Говорю, что люблю потемнее. Тут же выясняется, что каштановый-то еще и лучше помогает! Здесь я не выдерживаю:

— Давайте честно: мед, конечно, полезный, но это не лекарство. Вот вы можете мне гарантировать, что я после него болеть не буду?

Мужчина слегка опешил, но быстро нашелся:

— Так вам и таблетки могут не помочь.

Настаиваю на своем: речь ведь не о таблетках. Это подействовало: продавец перестает убеждать меня в чудодейственных свойствах лакомства и я могу спокойно осмотреть товар в тишине. Замечаю лавандовый мед — впервые такой вижу. Интересуюсь, неужто пчелы пили нектар с одной лишь лаванды? Продавец вновь было оживился и начал расписывать, что передо мной — настоящий деликатес в мире меда, но, заметив мой скептический взгляд, похоже, решил не тратить силы, неожиданно оборвав начавшийся монолог:

— Вы просто попробуйте, понравится или нет.

Пробую — мед как мед. Покупать деликатес расхотелось. Собиралась уже было сказать заветную фразу в духе “похожу-подумаю”, но вовремя себя остановила: разоблачаешь ложь других, не надо врать и самой.


srartupdaily.net

Покупка перцев, огурцов и помидоров прошла гладко. Очередное приключение поджидало меня у прилавка с картонными лотками малины. Внимательно осматриваю ягоды: те, что лежат сверху, сухие и спелые, но будто бы уже немного полежавшие. Продавщица заверяет — товар свежайший, утром привезли.

— Ягоды все целые, сухие — берите, не пожалеете. 

Тянусь за кошельком, продавщица берет с прилавка лоток и собирается положить его в пакет, но я вспоминаю, что везу с дачи контейнер. Останавливаю ее, достаю тару и прошу пересыпать ягоды в нее. Продавщице это явно не по душе:

— Берите в коробке, только ягоды помнем. А потом будете говорить, что я плохие продала.

Настаиваю, и торговка наконец сдается. Только почему-то тянется за другим лотком — из-под прилавка. Наблюдаю, как она ссыпает ягоды. Те, что сверху, идут легко, а вот дальше начинаются проблемы — в контейнер плюхается ягодная масса, из которой местами проглядывает пушистая плесень.

— Постойте, это что? Мне такое не надо.

— Я что вам, экстрасенс?! Не хотите не берите, но деньги не верну, я с этими пересыпаниями товар попортила. 

После затяжной перепалки сходимся на компромиссе: получаю скидку 1 рубль, гниль продавщица убирает. За время нашей беседы на повышенных тонах почувствовала на себе не раз осуждающие взгляды — как покупателей, так и других торговцев. Но одно дело, когда ложь невольная, другое — когда тебя откровенно пытаются надурить. 

Обставить искусственный интеллект

Всякого рода “выгодные” предложения в соцсетях мне поступают регулярно. Очередное пришло во время эксперимента: меня зовут поучаствовать в интернет-бизнесе, зарабатывая на этом хорошие деньги. Обычно я просто удаляю такие заманчивые призывы, но в этот раз решила выяснить, за что пророчат золотые горы. Несколько наводящих вопросов — много красивых фраз и ноль информации.

— Проект — некий симбиоз игры, бизнеса и инвестиций! Вы можете зарабатывать как за счет активных действий, так и пассивно.

Изучаю сайт проекта. Выглядит красиво, но пользы, опять же, мало. Авторы утверждают, что трудились над его созданием лучшие умы в сфере информационных технологий, а работает все на искусственном интеллекте. У меня больше вопросов, чем ответов, их и адресую своему собеседнику. Например, почему столь прогрессивный проект еще не решила купить какая-нибудь крупная корпорация (оказывается, предложения поступали, но владельцы видят еще и социальную миссию в перераспределении благ), почему на сайте нет никаких реальных контактов, кроме формы обратной связи (а зачем, если мы живем в век высоких технологий)? Становится ясно: у мошенников готовы ответы на любые вопросы и загнать их в угол не так-то просто. 

Сдаюсь и пишу прямо: “Проект очень похож на финансовую пирамиду, просто в красивой обертке”. На этом переписка обрывается — похоже, я не очень подходящий клиент.

Рисунок Олега Попова

Услуга в нагрузку

Через несколько дней эксперимента замечать лукавство становится все проще. И давать отпор — тоже. Не так давно стала заниматься в зале с личным тренером. Еще на первом занятии он меня убедил: помимо занятий спортом, мне необходимо купить у него готовый рацион. Для лучших спортивных результатов. Рекомендации по питанию обошлись мне в 30 рублей, но я ими так и не воспользовалась: с этой темой знакома не понаслышке, а то, что предложил тренер, подходит именно что для спортивных результатов, но не для здорового образа жизни. Просить вернуть деньги или поменять рацион я не стала — этакий налог на добрые отношения. То ли к счастью, то ли нет, как раз во время эксперимента он стал меня убеждать в необходимости приема спортивного питания. После долгого разговора выяснилось: его друг — владелец небольшого магазина, торгующего этим товаром, хотел помочь ему с клиентами. 

Еще пример — давний должник. Сто рублей не могла вернуть на протяжении нескольких месяцев, в то время как, судя по соцсетям, у человека жизнь била ключом — финансы нашлись и на походы в кино, и в рестораны, и даже на путешествие за рубеж. Но на просьбу о возврате долга в ответ всегда получала одно и то же — мол, каюсь, сейчас денег нет, с зарплаты все верну. А в день зарплаты оказывалось, что либо премию урезали, а расходы все расписаны, либо встретиться в ближайшее время мы никак не можем. В этот раз я решила не мямлить: в ответ на очередное оправдание в духе “очень много работы, не могу пока с тобой встретиться” сбросила пару ссылок на фото из инстаграм. С припиской: “Возможно, ты нашел бы и на меня пару минут?” В ответ — смайлик и “Ладно, самому уже надоело”. Результат — 50 рублей я получила. И даже дружбу не испортила.

И все же продолжать эксперимент мне не хотелось бы. Полученная выгода далеко не всегда стоит приложенных усилий. А иногда и вовсе сомнительна: например, от услуг тренера я решила отказаться — очень уж натянутыми стали отношения. Да и продавца меда жалко: все же рынок, при всех его недостатках — это не только торговля, но и общение. 

С другой стороны, нужно уметь критически смотреть на вещи и порой проявлять твердость. Иногда дружелюбие и нежелание ввязываться в конфликт расценивают как слабость, и это становится зацепкой для всякого рода мошенников и жуликов. А так быть не должно.

Вранье познается в сравнении

Все люди врут, причем, если верить ученым, часто: в среднем трижды за десять минут разговора. Умение распознавать обман сегодня востребовано во многих сферах: не только в милиции, суде, прокуратуре, службах безопасности, на таможне, но и, к примеру, в бизнесе. 


Есть и специалисты, которые занимаются изучением лжи, — профайлеры. Такие эксперты имеются и у нас в стране: с одним из них — психологом и сертифицированным специалистом-профайлером Международной академии исследования лжи Антоном Приходько — наша беседа.

— Есть ли признаки, которые со стопроцентной достоверностью указывают на то, что человек врет? Может, у нас есть “шестое чувство”, которое позволяет распознавать ложь?

— К сожалению, синдрома Пиноккио с растущим от вранья носом не существует. Нет признаков, которые на 100% будут отвечать за проявление неправды. Но есть некоторые комплексы, исходя из которых мы оцениваем, что сейчас человек говорит неискренне или пребывает в состоянии стресса — изменение речи, жестов, лицевой экспрессии. Наиболее эффективная методика — посмотреть, как человек ведет себя в расслабленной, бытовой ситуации, а потом, когда он произносит неправду. Так можно понять, какие стратегии он использует, когда говорит неправду. Например, может забалтывать — сообщать слишком много подробностей — или, наоборот, речь становится слишком скупая. 

— Как правило, когда раскрываешь лжеца, от него следует одна из трех реакций — он либо проявляет агрессию, либо продолжает настаивать на своем, либо признает ошибку и старается исправиться. От чего зависит проявление той или иной реакции? И можно ли их обратить в свою пользу?

— Обратить в свою пользу можно все что угодно, но единого рецепта не существует. Есть, к примеру, агрессивные техники. Человек проявляет слабость — давишь на него. Если человек агрессивный или стоит на своем, нужен другой подход. К примеру, можно попытаться подловить его на несоответствии, сконцентрироваться на деталях. 

— Почему нередко мы готовы терпеть обман и не спешим выводить лжецов на чистую воду?

— Любая ложь делится на две категории — легкая, которая особо ничего для нас не значит, ее еще называют белой, или социальной, ложью. Она никак не отражается на нашей репутации, доходе и других важных для нас аспектах. И есть большая ложь, которая все это затрагивает. Мы всегда взвешиваем, с какой ложью имеем дело. Почему? Вспомните, когда вам начинают задавать серию вопросов, чтобы докопаться до истины, оценить реакцию, как вы себя чувствуете? Это крайне неприятно. Поэтому мы принимаем решение — нам важнее отношение человека или то, что он будет знать, что мы знаем, что он врет. Так и выходит, что в большинстве случаев раскрывать ложь не стоит.

— Есть и другая история: мы сами себе не хотим признаваться, что нам лгут. К примеру, зачастую мошенники предлагают очень дешевые товары, прикрываясь всевозможными легендами. И люди ведутся.

— Это самообман — к профайлингу или к детекции лжи это не имеет отношения. Это вопрос к психологии, как работает наш мозг.

В ТЕМУ

Профессора Университета Вашингтона Карл Бергстром и Джевин Вест разработали курс для студентов, который учит, если переводить ближе к дословному, “разоблачать бред сивой кобылы”. Это актуально не только для бытовых ситуаций или распознавания маркетинговых уловок — в эпоху распространения фейковых новостей важно анализировать любую поступающую вам информацию. Карл Бергстром дает такие рекомендации тем, кто хочет объяснить человеку, что тот несет ерунду:

• высказывайте претензии к фактам, а не к человеку. Лучше говорить: “Я не думаю, что это правильно”, а не “Ты несешь бред”;

• разоблачайте с уважением и смирением: не стоит строить из себя эксперта, помимо всего прочего, вы и сами можете ошибаться;

• не думайте, что вам врут злонамеренно. Когда кто-то говорит или пишет ерунду, не предполагайте и не намекайте, что это было сделано специально — это может быть просто результатом ошибки.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter