Не скованные одной цепью
На самом деле, логистические и производственные цепочки разорвались не совсем вчера. Это произошло в самом конце 2019 — начале 2020 года, когда из-за пандемии страны в одностороннем порядке закрывали границы. Тогда уже начались сбои с поставками комплектующих, запасных частей, материалов, сырья и даже продовольствия. Другой вопрос, что коронавирус все рассматривали как явление временное, проходящее. Было убеждение, что рано или поздно с вирусом удастся справиться, а логистические связи глобального мира восстановятся. Хотя уже тогда оживился интерес к регионализации: ориентироваться на поставщиков из более дружественных регионов, объединенных в той или иной степени интеграционными процессами, которые проводят согласованную политику. В том числе и в сложных ситуациях. Например, между Беларусью и Россией ограничения по передвижению носили более мягкий характер. И менее чувствительный для экономики.Несомненно, производственно-логистические цепочки сократились бы. Другое дело, что этот процесс происходил бы относительно длительное время и плавно. И просматривалось более тесное сотрудничество белорусских, российских и иностранных компаний, в том числе в производстве и локализации высокотехнологичной продукции и компонентов. Но обострение ситуации в Украине не позволило этим контактам развиться. Хотя перспективы однозначно были. Опять же, интерес имелся и до пандемии. А коронакризис только обострил взаимную заинтересованность. Кстати, энергетическая тематика также стояла на повестке дня. И «Северный поток — 2» до поры до времени рассматривался Европой и особенно Германией как фактор энергетической безопасности, а не зависимости. В конце концов, стабильно работающая труба позволяла получать из России газ с избытком. Впрочем, это не мешало сотрудничеству с другими поставщиками того же СПГ. Но их стабильность и по объемам, и по цене оказалась намного ниже трубопроводных энергоносителей.
Словом, санкции создали всем дополнительные проблемы. И теперь тем же европейцам придется серьезно поработать, чтобы элементарно обогреть себя зимой. А еще два года назад все обстояло очень даже проще: качай газ в автоматическом режиме и горя не знай. Словом, гигокалорий стало поступать в Европу меньше, а усилий (в том числе и трудовых) для этого приходится предпринимать намного больше. Объемы труда, согласен, намного увеличились. А вот его эффективность…
Упрощение против усложнения
Несомненно, сейчас мировая промышленность и производство будут упрощаться. В глобальном разрезе. Европейцы «расчехлили» угольные электростанции. На бытовом уровне запасаются дровами. Правда, не совсем понятно, откуда в ЕС столько древесины наберется, чтобы обогреть все население! Но факт остается фактом: альтернативные виды энергетики однозначно трудозатратны. Профессия рубщика-кольщика дров, конечно же, уважаемая, а сейчас в некоторых регионах очень востребованная, но будем откровенны — родом она из прошлого века.И так по многим отраслям. Дефицит энергетики (а также сырьевых ресурсов — тех же удобрений в сельском хозяйстве) заставит западные компании пересматривать многие технологические цепочки и процессы. И в некоторых случаях заменять их более трудозатратными решениями.
Естественно, в некоторых случаях белорусским и российским предприятиям тоже придется пойти по пути упрощения. В том же автомобилестроении. Но это временное явление. Да, мы не выпускаем или делаем это в ограниченном количестве (ряд узлов и комплектующих). Да, в определенных моментах на это шли даже сознательно. Если та же Bosh производит одни из лучших в мире топливных систем (до поры до времени они были приемлемыми по цене за счет синергии масштаба), то был ли экономический резон повторять у себя это изделие? Сегодня стимул есть. Во-первых, санкционное давление. Во-вторых, чисто экономическое. Дорогая энергетика пока только частично трансформировалась в цены, но уже сегодня промышленная инфляция по многим позициям на Западе опережает потребительскую. И в дальнейшем издержки производителей только возрастут, прежде всего на сырье и энергетику. Поэтому их продукция будет просто дорогая. Если вообще хватит ресурсов для ее производства в достаточном количестве. Ключевая проблема-то западной экономики в постпандемийную эпоху связана с низким выпуском. Упав во время коронавирусных ограничений, промышленность так и не запустилась у них на полную мощность. Кризис на сырьевых рынках этому способствовать не станет.
Кстати, Россия и Беларусь полностью восстановили промышленное производство на уровне допандемийного. И сегодня у нас стоит задача не упроститься, а усложниться. И все программы, которые решаются на национальном и союзном уровнях, направлены на освоение сложнотехнологичных изделий. До производства некоторых из них, не разорви с нами Запад связи, возможно, и руки не дошли бы. Но так сложились обстоятельства: придется усложняться, повышать инновационность, наукоемкость экономики. Что в целом является позитивным фактором.
Перемещение слагаемых
Все знают про мировую систему разделения труда. И третьим странам в ней отводилось далеко не самое почетное место. Для того же IKEA продукцию выпускают фабрики в десятках государствах. В том числе и в Беларуси, и в России. Шведы накапливали у себя компетенции в области маркетинга, продвижения, логистики, технологических и конструкторских разработок… «Пилить доски» (образно выражаясь) предоставляли право другим. И нам тоже, что уж тут греха таить.В той же деревопереработке производственный акцент постепенно смещался с Запада на Восток. В конце прошлого века старая Европа много заказов по лицензии размещала на польских мебельных фабриках. Постепенно эти контракты стали перемещаться в Беларусь и Россию. Во-первых, у нашей соседки наметился определенный дефицит древесины. Во-вторых, обозначилась нехватка трудовых ресурсов. На производство гарных европейцев уже даже с трудом почти не загонишь. Поэтому, когда западные бренды (особенно если у них имеется локализация) прекращают или приостанавливают свою деятельность в Беларуси или России, то это можно пережить. В конце концов, мебель мы точно способны произвести. Возможно, где-то нам еще стоит усилить свои позиции в области конструирования и дизайна. Может, у западных бывших партнеров опыта и компетенций станет побольше. Но у нас тоже были и есть интересные разработки. В конце концов, собственные дизайнерско-конструкторские центры — шаг вперед для нашей мебельной отрасли. А вот западным компаниям придется снова учиться «пилить доски». Зато безработица не будет угрожать той же Европе. Наоборот, видимо, станут испытывать дефицит трудовых ресурсов. Что в современной ситуации (на фоне дефицита выпуска, инфляции и энергетического кризиса) навряд ли является позитивным фактором. Скорее, углубит рецессию. Которая, конечно же, уже есть, как бы ни хотелось видеть обратное политикам.
volchkov@sb.by