Смешать, но не взбалтывать

Станислав Колбасов на завершившемся недавно в Минске чемпионате мира сумел завоевать «золото»...

Станислав Колбасов на завершившемся недавно в Минске чемпионате мира сумел завоевать «золото» по одной из самых жестких и «уличных» версий единоборств — боевому самбо. Но между олимпийскими вершинами и альтернативной брутальной романтикой серии ММА, куда в последнее время зачастили представители почти всех единоборств, не задумываясь выбирает бои без правил. Попутно вместе с нами пытаясь понять, в чем же секрет популярности этих поединков?


— В мире единоборств — переоценка ценностей. Например, уровень конкуренции на чемпионатах мира по самбо и дзюдо практически сравнялся. Да, дзюдо все еще считается более престижным, но на турнире в Минске в спортивном разделе программы участники Олимпийских игр запросто проигрывали «чистым» самбистам. Я тоже начинал с дзюдо. Даже занял второе место на юношеском чемпионате Европы. И сегодня, став чемпионом мира, мог бы попытаться завершить начатое в молодости дело. Но понял, что самбо ближе и перспективнее. После победы на чемпионате мира, например, мне уже поступили предложения из финского клуба смешанных единоборств ММА.


— Модная тенденция среди белорусских спортсменов...


— Серия ММА сегодня действительно сильно прибавила в популярности. В основном благодаря Федору Емельяненко. Он очень многого достиг, но мне кажется, что повторить его путь не так уж и невозможно. Главное — задаться целью и много работать. И желательно стартовать не в Беларуси. Здесь большинство ребят бьется за 500 тысяч. Рисковать здоровьем ради таких денег — удовольствие сомнительное.


— Но ведь все равно идут. Неужели за брутальной романтикой?


— Многих заставляют. Тех, кто в армии служит, например. Им за участие в таких соревнованиях полагаются различные поблажки, увольнительные... Вот и бьются. Профессиональных «питбулей», которые зарабатывают на жизнь исключительно боями, у нас нет. Все где–то работают. Я, например, детей тренирую. После университета по распределению попал в спортивную школу. И даже титул чемпиона мира по боевому самбо денег не приносит. Так, галочка для себя: смог! Думаю, со временем самбо и вовсе может превратиться в один из этапов подготовки бойцов для смешанных единоборств.


— С уходом Емельяненко стать чемпионом мира по боям без правил станет проще?


— Вряд ли: уже сейчас есть ребята посерьезнее, чем Федор. Джуниор Дос Сантос, например, — нынешний чемпион. Бразилец. Бьет, как конь копытом. Кстати, недавно заявил, что хочет провести бой с кем–нибудь из братьев Кличко. Жаль, они вроде бы тоже завершают карьеру: было бы интересно посмотреть... Или вот олимпийская чемпионка по дзюдо Кайла Харрисон: сегодня к ММА пытаются приобщиться чемпионы из всех возможных видов единоборств.


— И даже женских?


— В Америке проводятся такие соревнования. И, кстати, бьются очень симпатичные девушки. Но это, скорее, не бои, а шоу. Которые, к слову, на видеосервисах в интернете собирают не меньше просмотров, чем мужские поединки. А это уже показатель. В ММА вообще умеют считать деньги. В свое время основатели UFC — итальянские миллиардеры — купили права на эту серию за 2 миллиона долларов и вложили в развитие проекта еще пару сотен миллионов. А сегодня эта серия оценивается более чем в 5 миллиардов.


— Существует мнение, что для успешной карьеры в ММА главное — эффектно себя преподнести.


— Если говорить о Федоре Емельяненко, то он в первую очередь талант. Свое имя он сделал сам, причем выступая в серии UFC, сравниться с которой по уровню жесткости поединков до сих пор не может ни один из видов единоборств. Там лежащих соперников можно было добивать прямыми ударами ногой в лицо. На пиаре в таких условиях далеко не продвинешься. С тех пор, правда, бои без правил немного «опопсели» и улицы в них стало гораздо меньше, чем на первых порах. Но подготовка все равно нужна очень серьезная. Например, ударную технику мне ставят тренеры–боксеры — Виталий Шпаковский и Константин Махоньков. Тот самый Махоньков, который работает с призером чемпионата мира и участником Олимпиады в Лондоне Сергеем Корнеевым. И с самим Сергеем, кстати, я постоянно провожу спарринги. Он к Кубку мира готовится, я — к карьере в ММА.


— В свое время покорить чемпионские вершины ММА пытался и Андрей Орловский, который, к слову, в свое время также становился чемпионом мира по самбо.


— Орловский — любитель клубов. По крайней мере, таким был. Но никому не под силу отгулять ночь в клубе, а потом отпахать две тренировки на высоком уровне. Тем более когда такой режим постоянно. Хотя, с другой стороны, больше, чем Орловскому, добиться в смешанных сериях никому из белорусов пока не удавалось.


— Такое ощущение, что в рядах представителей боев без правил тусовки в клубах очень популярны. То и дело попадаются новости о драках или каких–то происшествиях, а тот же Дос Сантос и вовсе заявляет, что он — самый опасный человек на планете.


— Я редко бываю на вечеринках. Но что касается созданного вокруг бойцов «зверского» образа, то он действительно появился не на ровном месте. Вот, например, один из последних случаев — Расул Мирзаев. Думаю, любой мужчина заступился бы за свою девушку, если бы ее оскорбили. Просто Мирзаев оказался спортсменом, бойцом, и поэтому история получила такое громкое развитие. Я, например, с тех пор как начал заниматься боевыми единоборствами, стал куда осторожнее.


— Осознание собственной силы придает уверенности в себе?


— От человека зависит. Есть те, для кого единоборства — это только спорт. А есть любители погулять. Для них причастность к серии ММА — что–то вроде возможности почувствовать себя круче. Но это опасный путь. Когда занимаешься чем–то вроде боевого самбо, то поводы испытать навыки в обычной жизни появляются сами по себе. Особенно в молодости. Конечно, все в молодости дерутся, но если ты — спортсмен, да еще и с титулом, то случись что — тебе вспомнят и что было, и что нет. Поэтому всегда нужно помнить, что один удар может сломать всю жизнь. Действительно сильные спортсмены редко втягиваются в авантюры. Хороший пример — Сергей Корнеев, вместе с которым мы сейчас тренируемся. Он спокойный, как удав. За пределами ринга вообще невозможно из себя вывести. Наверное, вместе с осознанием собственной силы приходит и понимание ответственности. В молодости все хотят что–то кому–то доказать, зацепиться с кем–то. А когда ты чемпион или призер чемпионата мира, то доказывать себе уже ничего не надо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter