Нужно ли отменять высшую меру наказания?

Смертная казнь останавливает

На протяжении многих лет в обществе обсуждается вопрос о применении смертной казни к лицам, совершившим особо тяжкие уголовные преступления. Правда, если до 2000 года высшую меру наказания предусматривали около 20 статей Уголовного кодекса, то в настоящее время их количество уменьшилось, и соответственно в последние годы к расстрелу приговариваются единицы.

cybersecurityportal.com

В  практике исключительная мера наказания применяется за убийство при отягчающий обстоятельствах (ст. 139 ч. 2 УК РБ). Это убийство двух или более лиц; заведомо малолетнего; заведомо для виновного беременной женщины; из хулиганских побуждений и по другим основаниям (всего их 16).

Дело в том, что наши граждане в 1996 году на референдуме высказались за применение смертной казни. Президент поддерживает идею отмены смертной казни, но в перспективе. Это мудрое решение.

В то же время с этим не согласны Международная федерация за права человека, правозащитники  и разные эксперты. Они настаивают на отмене смертной казни и говорят, что, если это произойдет, мир станет милосерднее и лучше. Это не совсем так. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова сказано: “Спасай обиженного от руки обижающего, и не будь малодушен, когда судишь”.

В Украине отменили смертную казнь, и что? Убийств, грабежей и изнасилований стало меньше, общество стало гуманнее? Там убийца-маньяк лишил жизни более 40 человек, и ему сохранили жизнь. Когда со мной спорили по этому вопросу, я отвечал: “Встретьтесь с матерью или отцом, у которых убийца отнял дочь или сына. Просто так, без причины. В расцвете сил. И посмотрите в глаза этих родителей, и задайте, если у вас хватит такта и совести, тот же вопрос, что адресовали мне”.

Поэт Андрей Дементьев, после того как побывал в Беслане, где услышал крики матерей, чьи дети погибли от рук террористов, понял: смертная казнь должна быть. Хотя в России уже объявили мораторий. Он написал стихотворение:

Упразднили смертную казнь.
Но спросить матерей забыли,
Как им выжить без детских глаз?
Как им жить, если жизнь убили?!

В августе 1995 года я поддерживал в Гомельском областном суде государственное обвинение по “Светлогорскому делу”. Убийца-маньяк Миренков, верующий в Бога, с крестом на груди, изнасиловал 8 мальчиков 9—13 лет, 6 из которых убил. В зале суда люди теряли сознание, рыдали, проклинали его. Разве мог я попросить другую меру наказания, кроме смертной казни?!

Разве можно согласиться с тем, чтобы нелюди типа Миренкова жили, дышали одним воздухом и ходили по одной земле с родителями погибших, которые еще как налогоплательщики обязаны их кормить и содержать?

В то же время необходимо отметить: с целью уйти от наказания или снизить его осужденные и их родственники, а зачастую разные общественные организации пытаются повлиять на законный приговор. По делу выродка Миренкова представитель Датского отделения Международной амнистии обратился с просьбой заменить Миренкову смертную казнь. Имеются и другие подобные факты. И непонятно, почему эти организации выступают только в защиту убийц. В то время как древняя мудрость гласит: “Гуманизм — это милосердие к жертве, а не к убийце. Судья должен помогать невиновным”.

А защищавших зверя-человека так и хочется спросить: “Как бы вы вели себя, если бы на месте светлогорских детей были ваши дети?”

Некоторым защитникам следует внимательно посмотреть на факты убийств без суда и следствия своих же граждан, граждан Америки. Не так давно сообщалось, что в США полицейский застрелил несовершеннолетнего темнокожего подростка только за то, что у того в руках якобы был пистолет. Я за полувековое служение Фемиде подобных случаев в нашем обществе не встречал. У нас, к примеру, к несовершеннолетним, к женщинам высшая мера не применяется. Так где закон гуманнее?

Да, христиане должны помнить, что у человека отнимать жизнь имеет право только Бог. Однако одна из 10 заповедей гласит: не убей! Проигнорировав хотя бы одну из заповедей, человек уже грешен, и нет ему никакого прощения. Тогда мы вправе задать такой вопрос: а кто дал право убийцам отнимать человеческую жизнь?! Преступник взял на себя роль Бога или это он, Бог, уполномочил убийцу на это?

В городском поселке Октябрьский Гомельской области были убиты в своем доме директор предприятия, его жена и дочь-старшеклассница. Два изверга совершили особо тяжкое преступление с целью завладения имуществом жертв. Скоро убийцы были задержаны в Санкт-Петербурге и предстали перед судом. Приговор — исключительная мера наказания. Один из осужденных при погрузке в автозак там же от сердечного приступа и скончался. Приговор суда исполнен по божьей воле.
Сегодня отменять смертную казнь нельзя. Нельзя хотя бы для того, чтобы убийца знал: когда он посягает на чужую жизнь, то одновременно отнимает ее у себя. Неоднократно слышал в суде, как преступник, не доведший свой замысел до конца, объяснял: жертву не убил лишь потому, что понимал — за это он может быть приговорен к смертной казни. Боясь за свою жизнь, он сохраняет жизнь другим.
Кроме того, многие люди настолько деградировали, что у них не осталось ничего святого и никакое вероисповедание, страх перед будущим их не сдерживают. Гуманизация со стороны судов к убийцам приводит к росту жестоких расправ. Настораживает и то, что убийцами все чаще становятся несовершеннолетние.

Я около 40 лет служил в органах прокуратуры, а когда ушел в отставку, 10 лет был заседателем областного суда. За полвека у нас в стране фактически только по так называемым витебскому и мозырскому делам невиновных осудили к расстрелу. По “витебскому” приговор был приведен в исполнение, по “мозырскому” — нет. Судебная ошибка стала следствием явного нарушения закона при расследовании этих дел, виновные лица понесли заслуженное наказание. По “витебскому” делу привлечены к уголовной ответственности оперативные и следственные работники. Это исключительные случаи, и они не могут служить основанием для отмены смертной казни (в то же время, замечу, гораздо больше жертв пало от рук убийц, выпущенных из мест лишения свободы). Чтобы таких прецедентов не было, подобные ошибки должны караться настолько сурово, чтобы следственные и судебные органы были кровно заинтересованы в их недопущении. Об этом красочно говорит пример с Владом Казакевичем, который отбывал наказание в шкловской колонии за умышленное убийство в столичном ТЦ “Европа”. Будучи осужденным, он совершил новое преступление, напав на сотрудника колонии. Думаю, всего этого не произошло бы, если бы в отношении него изначально была применена более суровая мера наказания.

Применяя высшую меру к убийцам, общество удаляет раковую опухоль со своего тела. Пока мы полностью не излечились от этой болезни, смертную казнь отменять нельзя.

Олег ЛИТОШКО,
старший советник юстиции (полковник) в отставке,
Почетный работник прокуратуры Республики Беларусь

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter