Ежегодно на дорогах Беларуси гибнет более полутысячи человек

Смертельный маршрут

Наши дороги чем-то напоминают сводки о ходе боевых действий. За год число погибших приближается к двум тысячам, свыше трех тысяч — количество раненых. Больше всех страдают пешеходы. Что мешает ездить и ходить по правилам, разбирался корреспондент “НГ”.

Фото Виталия Пивоварчика

Гомель. Суд Центрального района приговаривает 29-летнего водителя к пяти годам колонии общего режима за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека. На счету водителя это уже вторая смерть в схожей ситуации! Четыре года назад под колеса его автомобиля угодила гомельчанка, но его тогда оправдали, вина не была доказана. В этот раз Lexus на полной скорости сбил в 4 утра 33-летнего пешехода. Ежедневно на дорогах страны происходит примерно 5—6 аварий, в которых гибнут или получают ранения люди. Лидерами являются нарушители проезда пешеходных переходов и перекрестков. Это когда одни бегут, а другие пытаются проскочить на желтый свет. Прибавьте к этому нарушение скоростного режима — и получаем очередную трагедию. В отдельной строке — пьяные за рулем. В этом направлении, особенно Госавтоинспекцией, ведется огромная работа, за 15 лет количество “алководителей” сократилось в три раза! Однако они все еще не редкость.

В Поставском районе нетрезвый водитель сбил женщину, затем машина протаранила фуру и врезалась в бетонную стену. В Глуске легковушка вылетела на тротуар и наехала на двух подростков. В Гомеле после семейной ссоры муж подшофе решил покататься и задавил собственного ребенка во дворе дома. В отношении таких ездоков законодательство в последние годы серьезно ужесточилось. Принимаемые государством меры способствовали снижению в прошлом году количества “пьяных” ДТП — их по сравнению с 2016-м было на 37 меньше, но вот погибло в них почти столько же — 83 человека (на одного меньше, чем в 2016-м). Юрист Александр Бондарев уверен, что никакие штрафы, лишения и конфискации не пугают потенциальных дорожных убийц:

— К пьяным водителям, совершившим ДТП, надо относиться как к людям, задумавшим покушение на убийство. Если хочешь выпить и погазовать, знай, что тебя ожидает реальный срок в тюрьме. В Великобритании просто за повторное вождение в нетрезвом виде дают полгода тюрьмы.

Однако, как показывает мировой опыт, просто ужесточением законодательства проблему не решить, необходим комплексный подход. Например, значительное внимание уделяется в странах Европейского союза вопросам технической организации движения. В настоящее время уже созданы технологии, соединяющие компьютерные чипы в транспортных средствах и на автомобильных дорогах. Разработаны специальные радары и приборы радиопредупреждения, с помощью которых можно избежать аварии. Внедряются блокирующие устройства, не позволяющие запустить двигатель лицам под градусом. Спутниковые технологии, разнообразные навигационные системы и системы определения местонахождения транспортного средства, доступные пока лишь немногим, скоро, по прогнозам экспертов, станут обычными атрибутами, помогающими водителю найти дорогу в незнакомом городе или вызвать помощь простым нажатием кнопки. Все более широкое распространение получают системы, автоматически включающие устройства для передачи сигналов в полицию при срабатывании надувных подушек безопасности, попытке угона транспортного средства. Опыт хороший, но пока для нас кажущийся фантастическим, на такие разработки нужны серьезные расходы. Что все-таки делается? И что реально можно сделать? Рассказывает инспектор отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД облисполкома Наталья Хололеенко:

— В Гомельской области кроме рейдовой и профилактической деятельности ведется большая работа по повышению безопасности дорожного движения. Если вы обратите внимание, возле наших школ и детских садов сегодня создана среда без автомобиля (транспортные средства паркуют на безопасном расстоянии), на аварийноопасных участках устанавливаются дополнительное освещение и “лежачие полицейские”.

Чаще всего ДТП со смертельным исходом происходят вблизи крупных городов. По той же статистике, часто водители нарушают правила проезда пешеходных переходов. Потоки пешеходов и водителей надо максимально разводить, рассказывает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник:

— Все советы по улучшению дорожной ситуации у нас есть в программе “Добрая дорога”, это целая пошаговая система. Если дать краткий совет, где смешанное движение — скорости должны быть низкие, а там, где трассы и объездные дороги — минимум светофоров и трафика пешеходов. Для любого города есть хороший европейский рецепт организации движения: выделяется несколько стратегических улиц для транспорта, куда перенаправляются основные потоки. Необходимый минимум для таких “артерий”: 4 полосы, ограждение, подземные пешеходные переходы. Своеобразный автокоридор на манер наземного метро.

О дорожной проблеме написано и сказано немало. Работа проводится большая, однако рост автомобилизации населения заставляет по-новому взглянуть на традиционные подходы к безопасности дорожного движения. Ведь каждый день на дорогах Беларуси продолжают гибнуть люди. И сегодня крайне важно изменить поведение водителей и пешеходов так, чтобы соблюдение правил стало безусловной нормой.

ДОСЬЕ “НГ”

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий в мире становятся 1,2 млн человек, а около 50 млн получают ранения или остаются инвалидами. Дорожно-транспортный травматизм обходится странам в 518 млрд долларов в год, что составляет в среднем от одного до двух процентов их валового национального продукта. К 2020 году ДТП будут находиться на десятом месте среди причин смертности на планете.

МНЕНИЯ

Павел Жданович, депутат Палаты представителей Национального собрания:


— Мне кажется, больше внимания необходимо уделить ответственности пешеходов. Так и не стало модным носить фликер, хотя это реальная помощь для водителя — он позволяет ему обнаружить человека на дороге в темное время суток. Это простой шаг к повышению дорожной безопасности. Еще один момент — участие бизнеса в развитии дорожной сети. Например, строится торговый центр, к нему должны прилагаться подземные переходы, парковки, удобные подъезды. Крупный бизнес просто обязан вкладывать в это средства. Только вместе можно решить наболевшие проблемы.

Сергей Пеньков, водитель с 30-летним стажем:


— У нас очень любят рассуждать о культуре западных и наших водителей. Дорожная культура — прямой результат контроля за дорогой. На мой взгляд, фото- или видеофиксация на перекрестках и пешеходных переходах в короткие сроки успокоит любителей ездить на желтый свет и не пропускать пешеходов. Но для этого нужна масштабная техническая модернизация транспортной сети. Это должна быть госпрограмма, как, например, поддержка села. Без вложения средств мы не увидим реального улучшения ситуации.

sb_gomel@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter